Джузеппе Арчимбольдо
(1527, Милан — 11 июля 1593, там же), итальянский художник.
Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями
человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с
портретным сходством. Забытый художник эпохи Возрождения был
провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин
(«Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в XVI
столетии».
Библиотекарь
Загадочна
живопись этого художника и загадочна его жизнь. Джузеппе Арчимбольдо
родился в Милане в 1527 году. Арчимбольдо происходил из древнего
южногерманского рода. Его отец был художником, работал над украшением
Миланского собора; дядя — архиепископом, умным и образованным человеком.
В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того
времени. Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание
Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии. Отец Арчимбольдо
дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после
отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя
(чертежи, рисунки). Арчимбольдо, видимо, имел возможность познакомиться с
этими бесценными материалами.Карикатуры и наброски странных чудовищ
нарисованные рукою великого Леонардо да Винчи для юноши были настоящим
потрясением, он их запомнил, что и повлияло на его собственное
творчество.
Адам
Ева
Портреты-ребусы
Арчимбольдо
помогал отцу расписывать Миланский собор. Вскоре ему представилась
возможность раскрасить пять гербовых щитов для князя Фердинанда из
Богемии — будущего императора Фердинанда I, придворным художником
которого он станет спустя несколько лет. В начале 1550-х гг. Арчимбольдо
начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). К сожалению,
из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл
витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.
Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника
произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение
фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного
писания, выполненных в конце 1550-х гг. для Миланского собора,
перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.
Времена года Зима
Весна
Лето
Осень
В
1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I,
Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного
художника. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый
вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее
искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень»
утеряна). Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств,
торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе.25 лет
художник жил при дворах в Вене и Праге После смерти Фердинанда I ,
продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II.
Портрет императора Максимилиана с семьей
Рудольф II очень любил всё экзотическое, загадочное, парадоксальное.
Картиной «Вертумн»он был восхищён и наградил 64-летнего художника
титулом пфальцграфа. Вертумн – этрусское божество садов и обработки
земли. В картине это существо очень похоже на короля Рудольфа II.
Виртуозно переданы плоды, овощи и цветы, удивительно броские и
декоративные элементы картины.
Вертумн. Портрет Рудольфа II
Максимилиан
II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех
благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век,
волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В период его правления
творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре
стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене,
местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько
повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен
Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официант» (две последние картины, а также
множество других, написанных в этот период, утеряны). Арчимбольдо
выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей,
инженер, водный инженер. Император привлек его к расширению своей
коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в — «Кабинет
искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.
Четыре стихии Вода
Огонь
Земля
Воздух
Адвокат
Официант
Интересна
деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». В эпоху Ренессанса
при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники,
турниры и т. п. — яркие и торжественные, они надолго запоминались
современникам. Сюжеты и персонажи для представлений, как правило,
черпались из античной истории или мифологии, роли исполнялись членами
королевской фамилии, королевскими камергерами и дворянами. Может быть,
работа над фантастическими персонажами для этих грандиозных праздников и
рождала у Арчимбольдо идеи аллегорических картин и необычных портретов.
Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и
балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Рудольф II получил
прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим
любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и
живописи.
Эскиз рыцаского шлема
Эскиз украшения дамской прически
Дракон
Фантастические сани
При
дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и
Иоганн Кеплер. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и
всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический,
палеонтологический, краеведческий, исторический, этнографический и
политехнический, картинная галерея). Арчимбольдо был не только главным
хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его
экспонатов. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем
музыкальных автоматов. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о
соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной
им цветовой шкалы. Живописью в этот период художник занимался, видимо,
немного. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан.
Флора За
«долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику
полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 художник написал два своих
самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу
друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу; тот
не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику
титул пфальцграфа. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти,
согласно записи в регистрационной книге, было заболевание почек.
Автопортрет
В
XX веке портреты Арчимбольдо вновь стали популярны и любимы, а ведь
прошло почти триста лет после его смерти, пока французские сюрреалисты
не объявили давно забытого художника предтечей их искусства и первым
европейским маньеристом. (сайт narod.ru - Биография)