Среда
24.04.2024
00:47
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [59]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • SPACE OF ARTS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Вермеер Дельфтский

    Вермеер Дельфтский


    Предполагаемый автопортрет Вермеера
    (фрагмент картины "У сводни")


    Ян Верме́ер (Верме́ер Де́льфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft; 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.


    Офицер и веселая девушка,1657,
    Собрание Фрика, Нью-Йорк, 51х46



    Дама и два кавалера, 1659,
    Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, 78х68



    Бокал вина, 1661, Картинная галерея, Берлин, 65х77


    В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский. Другие варианты — Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Дельфтский

    О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

    Уснувшая девушка, 1657,
    Метрополитен музей, Нью Йорк, 88х76,5



    Девушка с жемчужной сережкой, 1660-е,
    Маурицхейс, Гаага, 44,5х39



    Девушка с кувшином воды, 1662,
    Музей Метрополитен, Нью-Йорк, 46х41



    Дама у вирджинала и кавалер, 1662-65,
    Королевское собрание, Дворец Сент Джеймс, Лондон, 75х64



    О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

    Женщина, занятая весами, 1663,
    Национальная галерея искусства, Вашингтон, 42,5х38



    Дама в голубом, читающая письмо, 1663,
    Рейксмузеум, Амстердам,46,5х39



    Девушка, примеряющая ожерелье, 1662-64,
    Картинная галерея, Берлин-Далем, 55х45



    20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.

    В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.

    Девушка, пишущая письмо, 1665,
    Национальная галерея искусства, Вашингтон, 45х40



    Концерт, 1665, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер,
    Бостон, 69х63



    Любовное послание, 1666, Рейксмузеум,
    Амстердам, 44х38,5



    Ответное послание, 1667,
    Национальная галерея Ирландии, Дублин, 72х60



    Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.
    В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.

    Искусство живописи, 1666-67,
    Музей истории искусства, Вена, 130х110



    Дама и ее служанка с письмом, 1667,
    Собрание Фрика, Нью-Йорк, 89,5х78



    Портрет девушки в красном берете,
    1668, Национальная галерея искусства,
    Вашингтон, 23,5х18



    Кружевница, 1669-1670,
    Музей Лувр, Париж, 24х20,5



    К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.

    В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.

    Астроном, 1668-69, Музей Лувр, Париж, 50х45


    Географ, 1668-69,
    Штеделевский институт искусств,
    Франкфрут-на-Майне, 52х46



    Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. У Вермеера совсем мало картин на религиозные и мифологические сюжеты.

    Святая Пракседа, 1655,
    Музей Метрополитен, Нью-Йорк, 90х74



    Диана и нимфы, 1650-е, Маурицхейс, Гаага, 98х105


    Аллегория веры, 1670-72,
    Музей Метрополитен, Нью-Йорк, 114х89



    По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы.

    В каталоге аукциона, состоявшегося 16 мая 1696 г., значились 21 картина Вермеера, сегодня из них исследователям известны 16. Искусствоведы долгое время вели поиски неизвестных картин Вермеера. Огромная ценность этих работ стала причиной появления в 30-х годах уже XX века ряда удачных подделок. Наиболее успешным фальсификатором — автором нескольких работ, проданных под видом работ Вермеера (например, «Христос в Эммаусе»), в том числе и руководителям Третьего рейха, стал Хан ван Меегерен.

    На сегодняшний день достоверно подлинными считаются 34 картины Вермеера и дискуссионно — ещё 5. В России картин Вермеера нет.

    Дама у вирджинала, 1670-72,
    Национальная галерея, Лондон, 52x45 см



    Дама у спинета, 1670-72,
    Национальная галерея, Лондон, 51,5х45,5



    Молодая женщина с гитарой, 1671-72,
    Наследие Ивинг, Кенвуд Хаус, Англия, 53х46



    Обладая поразительно зорким глазом, филигранной техникой, Вермеер добивался в своих картинах поэтичности, цельности и красоты образного решения, огромное внимание уделяя передаче световоздушной среды. Художественное наследие Вермеера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью.

    Своеобразие творческой индивидуальности Вермеера обнаружилось уже в ранних его картинах. По сюжету картина «У сводни» (1656, Дрезден, Картинная галерея) мало чем отличалась от подобных ей картин других голландских жанристов, но ее большой размер, смелая насыщенная палитра, построенная на контрастах киноварно-красного, желтого, черного и белого тонов, необычайная характерность и сила образного решения — все это сообщает подлинную значительность и новаторский характер этому произведению.

    У сводни, 1656, Картинная галерея, Дрезден, 143х130


    И последующие его картины по сюжетам, а иногда и по композиционным приемам, близки работам других мастеров: это изображения одной или нескольких фигур в интерьере, женщины у окна, читающей письмо или примеряющей ожерелье, служанки, раскладывающей продукты, дамы и кавалера, предлагающего ей бокал вина. Однако художественный строй этих произведений отличается поэтичностью, красотой и гармонией, в которые претворяет художник реальные образы повседневной действительности.

    Девушка, читающая письмо у окна, 1657,
    Картинная галерея, Дрезден, 83х64,5



    Особенно гармонична и ясна по композиционному построению картина «Девушка с письмом» (конец 1650-х годов, Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана. Вермеер заливает весь интерьер комнаты ярким дневным светом. Он четко моделирует объемы предметов, выявляет фактуру поверхности каждого из них. Благородству, жизненному богатству и сдержанности всего строя художественного произведения соответствует образ спокойной молодой женщины, погруженной в чтение письма, неразрывно связанный с состоянием тишины и покоя, воплощенными в этой картине.

    Служанка с кувшином молока, 1660,
    Рейксмузеум, Амстердам, 45,5х41



    Неторопливо уверена в движениях, обаятельна и естественна женщина в картине «Служанка с кувшином молока», (1657—1660, Амстердам, Рейксмузеум) воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. Облик молодой женщины дышит здоровой силой, моральной чистотой; предметы, ее окружающие, написаны с удивительной жизненной достоверностью, кажется ощутимой мягкость свежего хлеба, гладкая поверхность кувшина, густота льющегося молока. Здесь, как и в ряде других произведений Вермеера, проявляется его поразительный дар тонко чувствовать и передавать жизнь вещей, богатство и разнообразие форм реальных предметов, вибрацию света и воздуха вокруг них.
    Человек для Вермеера неотделим от поэтического мира, которым восхищается художник и который находит такое своеобразное преломление в его творениях, по-своему воплощающих представление о красоте, о размеренном спокойном течении жизни, о счастье человека.

    Улочка, 1658, Рейксмузеум, Амстердам


    Удивительное мастерство художника обнаруживается и в двух написанных им пейзажах, относящихся к замечательным образцам этого жанра живописи не только в голландском, но и в мировом искусстве. Чрезвычайно прост мотив картины «Улочка» (около 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома, изображенной в серый, пасмурный день. Изумляет материальная осязаемость каждого предмета, одухотворенность каждой детали.

    Вид города Делфта,1658-60,
    Маурицхейс, Гаага, 98,5х117,5



    Совсем иной характер носит «Вид города Дельфта» (между 1658—1660 годами, Гаага, Маурицхейс). Художник смотрит на родной город в летний день после дождя. Солнечные лучи начинают пробиваться сквозь влажные серебристые облака, и вся картина сверкает и искрится множеством красочных оттенков и световых бликов и вместе с тем захватывает цельностью и поэтической красотой.
    Тяготение к изображению солнечного света, воздушной среды, гармония и ясность видения мира, мастерство обобщения в сочетании с поразительным чутьем детали и красочного нюанса, созерцательное спокойствие и поэтизация действительности — все эти черты выдвигают Вермеера в число самых больших живописцев поэтического склада в мировой живописи.

    Информация с сайтов: Арт Планета Small Bay художественно-исторический музей, Википедия - Свободная энциклопедия.


    Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%F0%EC%E5%E5%F0,_%DF%ED
    Категория: Мои статьи | Добавил: Нэсс (04.08.2013) | Автор: Инесса Геннис E
    Просмотров: 3160 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: