Анна Каренина Драма, Великобритания, 2012, 130 мин. Встречая приехавшую из Петербурга мать, молодой блистательный офицер граф Вронский знакомится с женой влиятельного петербургского чиновника Анной Карениной. Огонь страсти вспыхивает мгновенно, но их любовь шокирует высшее общество. В мире, где правят предрассудки и стереотипы, ей придется сделать поистине непростой выбор... Режиссер: Джо Райт В ролях: Кира Найтли, Джуд Лоу, Аарон Тейлор-Джонсон, Келли МакДоналд, Мэтью Макфейден, Эрик МакЛеннан, Тео Мориссей, Сесиль Мориссей, Фрея Галпин, Октавия Мориссей, Эмили Уотсон, Мишель Докери, Оливия Уильямс, Холли Грэйнджер, Ширли Хендерсон, Рут Уилсон Продюсер: Тим Беван, Пол Уэбстер, Александр Досталь Сценарий: Том Стоппард
Композитор: Дарио Марианелли
Оператор: Шеймас МакГарви
Алёна Данилова. Лабиринт Райта (сайт Афиша@mail.ru) Беспримерная экранизация русской классики, оказавшаяся наполовину инсценировкой. Джо Райт не питает иллюзий (и именно поэтому он избрал в качестве профессии величайшую из них). Он знает — абсолютно точно, — что Кира Найтли ни капли не похожа на Каренину, а гусарские усы Вронского Тейлору-Джонсону — как корове седло. И он, безусловно, в курсе, что никакие валенки и ай-люли не сделают русский дух в западном кино менее фальшивым. И все же он выбрал не только Найтли и Джонсона, но и — жгучую насмешку над русскостью — Домналла Глисона, ирландца до корней огненных волос, которому вручил роль русофила Левина. И все же — в его кадр попали тройки, снега, бороды, меховые шапки и весь набор непременных и неоднократно опороченных штампов, ответственных за ту самую русскость. И все же — фыркнув в лицо гению духа — он создал из великого романа историю простой смертной любви. Почти что великую. Райт сделал с «Карениной» то единственно верное, что можно было сотворить с ней в кино. Он сделал с ней — театр. Стоило заподозрить, увидев в титрах имя лукавого драматурга Тома Стоппарда. Все то, что не могло не показаться фальшью, они вместе водрузили на старомодные подмостки — и рампа сделала свое дело, извинив условности и раскрыв тлетворное очарование обмана. Сцена — закулисье — снежное поле — пыльные колосники — туманный деревенский пейзаж. Никогда не знаешь, что окажется за следующей дверью, — театр или явь. Герои плутают по лабиринту декораций, выстроенных Джо Райтом, все больше запутываясь в перипетиях любви, ревности и измен. Анна, совсем по Толстому — выступая из своих невозможно роскошных нарядов, делает роковой выбор и погружается в пучину женского безумия. Каренин (фантастический Джуд Лоу), не по Толстому — трепетный муж, устает ее спасать. Белокурый Вронский обожает ее чувственно и пылко — и смирится с ее потерей, как смирился с необходимостью пристрелить любимую лошадь. Левин обретает семейное счастье, отдавшись чувству и не нарушив принципов. А Стива Облонский (обрусевший Мэтью Макфейден с пышными михалковскими усами) — благодаря своей чарующей беспринципности. Из клубка человеческих счастий и несчастий Райт плетет кружево, в котором каждой ниточке положено свое место и свой единственно верный изгиб. Его эстетская маниакальная последовательность и вычурный, уже осужденный за это критикой стиль между тем блестяще вторят толстовским метафорам, смыслам и художественным приемам. Хрестоматийное противопоставление города и деревни перерождается в то самое ритмически сложное чередование вызывающей театральности с внезапными кадрами натурных съемок. А поезд — то чудовищный молох, то игрушка в спальне ребенка — неотступно преследует Анну до самого финала. Впрочем, несмотря на великолепие формы, Джо Райт все равно снимал свою «Каренину» только ради страстей. Ради любовных истерик и сцен ревности, и отчаяния, и исступления. И вот другая причина разыграть ее на театре. Куда же еще поместить настоящие страсти, раз они настолько вышли из обихода, что стали шекспировскими? А подмостки, отделенные от правды рядом зажженных ламп, позволяют взмывать к трагедии там, где в других обстоятельствах позволена лишь скромная драма. В целом, отзывы посмотревших картину очень разноречивы - от непонимания и неприятия, до полнейшего восторга, что как раз и свидетельство ее неординарности.
Хочу высказать и свое собственное мнение. Фильм "Анна Каренина" произвел на меня сильное впечатление! Талантливый сценарий, великолепная игра актеров, особенно, Киры Найтли и Джуда Лоу, оригинальные режиссерские идеи Джо Райта, первоклассная работа оператора, великолепно подобранная музыка, необычайной красоты костюмы и пластика актеров - все выполнено на высочайшем уровне. Характеры главных героев показаны крупным планом ёмко и убедительно.
Главная идея картины противопоставить искренность человеческих чувств и отношений фальшивому бездушному и холодному миру высшего света, который безжалостно порицает тех, кто пренебрегает его правилами и устоями. Для этого режиссер использует прием сопоставления мизансцен, происходящих на подмостках театра в окружении театральных декорации, и натурных съемок. Причем задействована не только сцена театра, зрительный зал, но и колосники, кулисы. Каждый эпизод из жизни героев происходит как бы при ярком свете софитов. Мгновенные переходы из одной мизансцены в другую позволяют охватить разом несколько мест действия, и переносят зрителя то в дом Облонских, то к Карениным, то в сельскую идиллию Левина и сравнить их жизнь. Режиссер иронизирует над западными экранизациями русской классики в стиле "а ля рюс", остроумно используя в оформлении интерьеров и театральной сцены живописные виды Красной площади с собором Василия Блаженного, русскую народную песню "Во поле берёза стояла", покрытый толстым слоем снега и инея поезд, мчащийся среди непролазных снегов, - целый ряд штампов, на которых основано восприятие России иностранцами. Балансирование между игрой в театр, где живые люди похожи не бездушные манекены, а жизнь - на театральные декорации, и подлинностью, предельным реализмом разворачивающейся драмы, позволило сделать очень оригинальную, неординарную, ослепительно красивую картину, заставляющую о многом задуматься, а главное искренне сопереживать героям. Настоятельно рекомендую посмотреть этот фильм, скучать в любом случае не придется!