Среда
18.10.2017
15:52
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [61]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • SPACE OF ARTS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Прерафаэлиты

    Прерафаэлиты


    Данте Габриэль Россетти. Лилит

    В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина с 11 июня по 22 сентября 2013 г. проходит выставка "Прерафаэлиты: викторианский авангард". В экспозицию вошло более восьмидесяти произведений из музейных собраний Англии и Шотландии, а также из частных коллекций Великобритании и США. Большую часть работ представила Галерея Тейт, владеющая обширным фондом, значительную часть которого составляют лучшие произведения художников-прерафаэлитов. Для поста использованы репродукции работ прерафаэлитов, большая часть которых представлена на выставке.

    В живописи Англии главенствующее положение в 19 веке сохранила академическая школа. Неглубокие, слащавые, с надуманными сюжетами работы членов лондонской Королевской академии искусств пользовались большой популярностью у невзыскательной викторианской публики. Однако на протяжении второй половины XIX столетия академия не дала ни одного интересного художника.
    Наиболее ярким явлением той эпохи стало творчество «Братства прерафаэлитов» — первого в истории английской живописи объединения художников.
    К концу века и неоклассицизм, и академическая живопись, и поиски образов в искусстве Средневековья и Возрождения исчерпали себя. В двери стучалось новое, XX столетие — век художников-революционеров и безграничных творческих экспериментов.

    ПРЕРАФАЭЛИТЫ

    В 1849 г. три английских живописца выставили на суд публики картины, подписанные монограммой «PRB». Полотна были столь же таинственны, сколь необычны. В залах Королевской академии искусств среди привычных парадных портретов, сентиментальных бытовых сценок и скучных мифологических композиций две картины: «Риенци» и «Изабелла» — притягивали взор яркими красками и странными сюжетами. Отдельно, в галерее Портланд на углу Гайд-парка, была выставлена ещё одна работа — «Юность Марии».

    Джон Эверет Миллес. Изабелла

    Сюжет знаменитой поэмы Джона Китса, вдохновлявшей художников, был заимствован из «Декамерона» Боккаччо.Это рассказ о любви, вспыхнувший между Изабеллой и Лоренцо. Лоренцо был слугой в доме, где Изабелла жила со своими богатыми и заносчивыми братьями. Когда те узнали об их отношениях, то решили тайно убить юношу, чтобы избавить сестру от позора.

    Вскоре тайна монограммы открылась: это был символ творческого объединения художников — «Братства прерафаэлитов» {англ. PreRaphaelite Brotherhood, от лат. ргае — «перед», «впереди», итал. Rafael — «Рафаэль» и англ. brotherhood — «братство»).
    История «Братства» началась в 1848 г., когда познакомились студенты школы Королевской академии Уильям Холмен Хант (1827— 1910), Данте Габриэль Россетти (1828-1882) и Джон Эверетт Миллес (1829—1896). Им не нравились система академического образования, модные живописцы и консервативные вкусы викторианского общества. Молодые художники не хотели изображать людей и природу отвлечённо красивыми, а события — далёкими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных мифологических, исторических и религиозных произведений.

    Уильям Холмен Хант. Светоч мира. 1851-1852


    Уильям Холмен Хант. Тень смерти. 1870-1871


    Уильям Холмен Хант. Родители находят юного Иисуса в храме.1854-1860


    Уильям Хольман Хант. Валентин спасает Сильвию от Протея
    (Шекспир "Два веронца"). 1850-1851



    Уильям Холман Хант. Пробудившийся стыд.1853-1854


    Данте Габиэль Россетти. Возлюбленная (Невеста). 1865-1866


    Данте Габиэль Россетти. Monna Vanna. 1866


    Данте Габиэль Россетти. Прозерпина. 1874


    Данте Габиэль Россетти.Sancta Lilias (Блаженная дева). 1874


    Осенью того же года было основано «Братство прерафаэлитов». Определение «прерафаэлиты» они выбрали, чтобы подчеркнуть противостояние стилю итальянского художника Высокого Возрождения Рафаэля Санти и выразить интерес к творчеству итальянских мастеров Проторенессанса и XV столетия. В этой эпохе их привлекали «наивное простодушие», а также истинная духовность и глубокое религиозное чувство. Романтики по своей сути, прерафаэлиты открыли и мир образов средневековой английской литературы, ставшей для них постоянным источником вдохновения. Слово «братство» передавало идею закрытого, тайного сообщества, подобного средневековым монашеским орденам. Увлечение Средневековьем заставило прерафаэлитов изменить отношение и к декоративно-прикладному искусству, противопоставив бездушным изделиям промышленного производства высокое качество вещей, сделанных ими вручную.
    Эти идеи члены «Братства» изложили в статьях, рассказах и поэмах, которые они публиковали в своём журнале «Росток». Благодаря ему к концу 1850 г. о прерафаэлитах знали не только в академии, но и за её пределами.

    Джон Эверетт Миллес. Дочь дровосека. 1850-1851


    Джон Эверетт Миллес. Долина вечного покоя. 1858


    Вскоре к прерафаэлитам присоединились художник Джеймс Коллинсон (1825—1881), скульптор Томас Вулнер (1825—1892), а также Фредерик Джордж Стивенс (1829—1907) и брат Данте Габриэла Уильям Майкл Россетти (1829—1919). Двое последних позднее стали писателями и художественными критиками. Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Художники полагали, что нельзя изображать посторонних людей, поэтому всегда выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Они внесли изменения и в традиционную технику живописи: использовали чистые цвета, писали без подмалёвка по сырому белому грунту. На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней.

    Форд Мэдокс Браун. Лир и Корделия. 1849-1854


    Форд Мэдокс Браун. Иисус, омывающий ноги Петру. 1852-1856


    Теодор фон Хольст. Невеста. 1842


    Воспринимая христианство как духовное начало, возвышающее искусство, прерафаэлиты обратились к сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. В 1850 г. Данте Габриэль Россетти выставил полотно «Ессе ancilla domini» (лат. «Слуга Господня», 1850 г.), на котором изобразил Благовещение. В пустой комнате на узком ложе, прижавшись к стене и потупив взор, сидит юная Мария. Перед Ней стоит прекрасный архангел, о небесном происхождении которого говорят нимб над головой и язычки пламени под ногами. В правой руке у Гавриила белая лилия, к ней прикован заворожённый взгляд Марии, левой рукой архангел посылает Ей весть — поток Божественной, животворящей энергии. Над его рукой парит голубь — символ Святого Духа. Перед ложем Марии — станок с уже вышитой на алой ткани лилией. Работа не понравилась публике: художника обвинили в подражании старым итальянским мастерам.

    Данте Габриэль Россетти. Слуга Господня


    Данте Габриэль Россетти. Отрочество Марии. 1848-1849


    Одновременно Миллес показал на выставке Королевской академии работу «Христос в доме Своих родителей» (1850 г.). Он изобразил эпизод из детства Иисуса Христа и сопроводил его словами из Ветхого Завета: «Ему скажут: „Отчего же на руках у тебя рубцы?". И он ответит: „Оттого, что меня били в доме любящих меня"». Художник хотел представить эту сцену совершенно реальной: писал стружки в плотничьей мастерской, фигуру Иосифа — с плотника, его голову — с головы своего отца.

    Джон Эверетт Миллес. Христос в доме Своих родителей.1849-1850

    На переднем плане картины рядом с плотницким столом стоит на коленях Дева Мария. Она с состраданием и любовью смотрит на Сына. Мальчик, жалуясь, показывает Ей рану на руке. За столом Иосиф занят работой со своими помощниками, на полу валяются свежие стружки, за дверью в загоне толпится стадо овец. Сцена залита ярким солнечным светом и воспринимается совершенно естественно. Полотно Миллеса вызвало яростную критику: современников раздражало, что он изображает Святое Семейство как простых людей. Художник изменил название картины, она стала называться «Плотницкая мастерская».

    Творчество прерафаэлитов было тесно связано с литературой: с произведениями итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери, английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона, давно забытыми средневековыми легендами и балладами с благородным поклонением прекрасной даме, самоотверженным мужеством рыцарей и мудростью волшебников. Многие из этих сюжетов нашли отражение на полотнах молодых художников.

    Данте Габиэль Россетти. Сон Данте
    в момент смерти Беатриче. 1856



    Данте Габиэль Россетти. Беатриче благословенная.
    Ок.1864-1870



    Наиболее тонкое и своеобразное воплощение эти темы получили у Данте Габриэля Россетти (названного в честь Данте Алигьери). В 1855— 1860 гг. он создал в технике акварели ряд работ, лучшей из которых стала «Свадьба Святого Георгия и принцессы Сабры» (1857 г.). Георгий обнимает возлюбленную, его волосы и доспехи отливают золотом. Сабра, приникнув к плечу рыцаря, отрезает золотыми ножницами локон своих волос. Влюблённых окружают кусты роз. За ними стоят ангелы, ударяющие золотыми молоточками в золотые колокольчики. Данте Габриэль Россетти создал прекрасную сказку о вечной и всепобеждающей любви.

    Данте Габриель Россетти. Свадьба св.Георгия
    и принцессы Сабры. 1857



    По-иному — торжественно и печально — воплощает литературный сюжет Миллес на картине «Офелия», созданной в 1852 г. В зеленоватой воде среди водорослей плывёт тело утонувшей Офелии. Её парчовое платье намокло и отяжелело, лицо бледно, руки безжизненно застыли и уже не могут удержать букет цветов. Воду и окружающие её заросли художник написал с натуры, а Офелию — с Элизабет Сиддел, будущей жены Данте Габриэля Россетти, нарядив девушку в старинное платье из антикварной лавки и уложив её в ванну с водой.

    Джон Эверетт Миллес. Офелия. 1851-1852


    В 1853 г. первый период в истории «Братства прерафаэлитов» закончился. Миллес не выдержал постоянной критики и стал членом Королевской академии искусств. Данте Габриэль Россетти объявил это событие концом «Братства». Постепенно его покинули остальные друзья. Вулнер уехал в Австралию, Хант отправился на Ближний Восток искать места, описанные в Ветхом Завете.
    Новый этап в движении прерафаэлитов начался со знакомства Данте Габриэля Россетти и двух студентов Оксфордского университета — Уильяма Морриса (1834—1896) и Эдуарда Бёрн-Джонса (1833 — 1898).
    В Оксфорде — одном из старейших университетских городов Англии (его университет был основан в XII в.) — они впитали дух Средневековья и впоследствии только в нём видели источник творческого вдохновения. Из статей критика Джона Рёскина студенты впервые узнали о существовании «Братства прерафаэлитов», а в доме одного из друзей они увидели акварель Данте Габриэля Россетти «Данте, рисующий ангела» (1853 г.). Работа произвела на Морриса и Берн-Джонса сильнейшее впечатление. С этого момента прерафаэлиты стали для них идеалом в живописи, а Данте Габриэль Россетти — кумиром. В 1855 г. молодые люди покинули Оксфорд, окончательно решив посвятить себя искусству.

    В 1857 г. Данте Габриэль Россетти вместе с другими мастерами (в их числе был Моррис) расписал стены одного из новых зданий в Оксфорде сценами из книги «Смерть Артура» (14б9 г., издана в 1485 г.) английского писателя Томаса Мэлори.
    Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева Гиневра» (1858 г.), изобразив в роли жены короля Артура свою будущую жену Джейн Бёрден. Он и Данте Габриэль Россетти много раз рисовали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой они так восхищались.

    Уильям Моррис. Королева Гиневра
    (Прекрасная Изольда.) 1857-1858



    Данте Габриэль Россетти оказал сильное воздействие и на творчество Бёрн-Джонса. Одна из первых работ мастера — акварель «Сидония фон Борк» (18б0 г.). Её сюжет взят из книги немецкого писателя первой половины XIX в. Вильгельма Мейнхольда «Сидония фон Борк. Монастырская колдунья», очень популярной в кругу прерафаэлитов. Книга повествовала о жестокой колдунье, чья необычайная красота делала мужчин несчастными. Художник изобразил Сидонию замышляющей новое преступление. Одетая в великолепное платье девушка с пышными золотистыми волосами судорожно сжимает висящее на шее украшение. Её взгляд полон холодной ненависти, а фигура выражает непреклонную решимость.

    Эдвард Бёрн-Джонс. Клара
    фон Борк,1560.1860



    Эдвард Бёрн-Джонс. Сидония
    фон Борк,1560.1860


    В кругу друзей Россетти романом "Сидония фон Борк, монастырская колдунья" восхищались за богатство визуальных подробностей и сочетание чувственности и злобы, что вполне соответствовало типажу привлекательной, но опасной женщины. который культивировали прерафаэлиты. Бёрн-Джонс изображает двух героинь полными противоположностями. Клара, скромная, но отважная жертва происков Сидонии, держит в руках выводок голубят, заслоняя их от алчного взгляда черной ведьминой кошки и поворачиваясь к зрителю с выражением благородного бесстрастия на лице. Сидония, напротив, смотрит на нас хитро. искоса и тянет цепочку, висящую в нее на шее. Намеком на коварную натуру героини служит паук в правом нижнем углу и клубок змей на платье Сидонии.

    Эдвард Бёрн-Джонс. Любовь, ведущая пилигрима
    ("Роман о Розе"). 1896-1897



    Эдвард Бёрн-Джонс. Вифлеемская звезда


    Эдвард Бёрн-Джонс. Любовь среди руин


    Бёрн-Джонс возглавил движение прерафаэлитов в 70-х гг., когда Данте Габриэль Россетти начал болеть и почти перестал заниматься живописью. Яркий пример зрелого творчества художника — полотно «Зеркало Венеры» (1898 г.). Прекрасные девушки, похожие друг на друга, в одеждах, напоминающих античные, глядят в ровное зеркало пруда. Они заворожены собственной красотой и ничего больше не замечают. Их окружает холмистый пейзаж, навеянный итальянской живописью XV в.

    Эдвард Бёрн-Джонс.Зеркало Венеры. 1898


    Эдвард Бёрн-Джонс.Снаряжение Персея


    Эдвард Бёрн-Джонс.Прикованная Андромеда


    Эдвард Бёрн-Джонс. Персей и Андромеда


    Эдвард Бёрн-Джонс.Зловещая голова Медузы Горгоны


    В последние годы жизни Бёрн-Джонс также обратился к легендам об Артуре. Самой важной картиной художник считал «Последний сон короля Артура в Аваллоне» (1881— 1898 гг.). Аваллоном в кельтской мифологии называют «остров блаженных», потусторонний мир, чаще всего помещавшийся на далёких «западных островах». По преданию, на Аваллон был перенесён смертельно раненный в сражении Артур. Бёрн-джонсовское полотно так и осталось незаконченным.

    Эдвард Бёрн-Джонс. Последний сон короля
    Артура в Аваллоне. 1881-1898



    В 1890 г. Моррис организовал издательство, в котором вместе с Берн-Джонсом напечатал несколько книг. Опираясь на традиции средневековых переписчиков, Моррис, так же как и английский график Уильям Блейк, попробовал найти единый стиль оформления страницы книги, её титульного листа и переплёта. Лучшим изданием Морриса стали «Кентерберийские рассказы» английского поэта Джефри Чосера. От этой книги веет ожившим Средневековьем: поля украшены вьющимися растениями, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы.
    «Кентерберийские рассказы» вышли в год смерти Уильяма Морриса. Через два года не стало Эдуарда Берн-Джонса. История движения прерафаэлитов закончилась. Наступило XX столетие, мастерам которого они оставили большое наследство благодаря возвышенной вере в искусство и творческим достижениям, изменившим отношение общества и художников к живописи, оформлению книги и декоративно-прикладному искусству.

    Источник: Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 – 20 веков. Энциклопедия для детей, т.7, ч.2 - издательство Аванта+


    Источник: http://www.bibliotekar.ru/avanta/101.htm
    Категория: Мои статьи | Добавил: Нэсс (15.09.2013) | Автор: Инесса Геннис E
    Просмотров: 1222 | Комментарии: 1 | Теги: живопись, Прерафаэлиты | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1  

    Имя *:
    Email *:
    Код *: