Суббота
11.05.2024
01:18
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [59]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • SPACE OF ARTS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве в Новгороде

    Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве в Новгороде


    Во время Великой Отечественной войны Новгород был оккупирован.Оккупация города продолжалась с 15 августа 1941 года по 20 января 1944 года. Война нанесла огромный и во многом непоправимый ущерб как памятникам самого города, так и его окрестностей. Освободителей города 20 января 1944 года никто не встретил — жители отсутствовали. Из всех зданий целыми оставались сорок зданий. Из новгородского музея (который не был своевременно эвакуирован полностью) были расхищены ценнейшие коллекции по археологии, истории и искусству. Было разрушено практически все городское хозяйство и промышленные предприятия, превращены в развалины всемирно известные памятники новгородского зодчества. Материальный ущерб, причиненный Новгороду, согласно сообщению Чрезвычайной комиссии о злодеяниях фашистских захватчиков, составил свыше 11 млрд. рублей.





    На протяжение десятилетий благодаря усилиям опытнейших реставраторов продолжался процесс восстановления уникальнейших древних памятников архитектуры, разрушенных в годы войны. В настоящее время большинство из них восстановлено. Среди них такие памятники, как церковь Спаса на Нередице и церковь Спаса Преображения на Ковалеве, поднятые буквально из руин.



    На высоком холме над Волховцем некогда стоял древний Ковалевский монастырь. Его главная церковь Спаса на Ковалеве была построена в 1345 году новгородским боярином Онцифором Жабиным. Южный притвор храма являлся усыпальницей боярского семейства Жабиных. Раскопками под полом церкви удалось обнаружить древние погребения в деревянных долбленых колодах и в каменных гробницах, по форме напоминавших деревянные колоды.



    В интерьере церкви Спаса на Ковалеве царил полумрак. И из этого полумрака отчетливо проступали как бы светящиеся собственным светом бесценные фрески...
    В 1380 году храм Спаса на Ковалеве был расписан всего за один летний сезон на средства боярина Афанасия Степановича и его жены Марии. Общая площадь росписей составляла около 450 квадратных метров. Фрески Спаса на Ковалеве, замечательные по своим художественным достоинствам, представляли собой одно из самых своеобразных явлений русского искусства 14-го столетия.


    "Не рыдай мене, Мати"

    О дате создания росписей сообщала настенная «Летопись храма»: «В лето 6888 (1380) подписан бысть храм Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа а при князе Великом Дмитрии Ивановиче и при всеосвященном архиепископе новгородском Алексии а повелением раба Божья Офанасия Степановича и подружи его Марии, а сверши се месяца августа».


    Ангел, пишущий входящих


    Положение во гроб, св.Никодим, фрагмент

    Все исследователи фресок церкви Спаса на Ковалеве обращали внимание на то, что храм расписан летом 1380 года — накануне Куликовской битвы. Возможно, именно поэтому в то предгрозовое лето на стенах ковалевского храма появилось, как никогда, большое количество изображений святых воинов мучеников — заступников Русской земли. Тема жертвенности, ратного мужества, готовности к смертному бою с необычайной силой выражена в образах Ковалева. И именно здесь впервые в русской церковной живописи появилась композиция «Не рыдай мене мати», известная в Византии и в Сербии, но совершенно не известная до того в России. Ее главная тема — «Христос не убоялся смерти, смерти же крестная», смерти во имя искупления грехов всего человечества. «Идите же и вы, русские воины, на смертный бой, на свою Голгофу», — призывали ковалевские фрески, — «Ибо нет большей любви, чем живот положить за други своя...».


    Святитель


    Диакон


    Мученик

    Сам факт создания этих росписей, как и упоминание в «Летописи храма» о том, что росписи сделаны при великом князе Дмитрии Ивановиче, свидетельствует о том, что среди новгородцев далеко не все были враждебны Дмитрию Донскому и, очевидно, имелась достаточная прослойка людей, причастных к общерусскому национально-освободительному движению.


    Преподобный Средовек


    Преподобный старец


    Пророк Малахия

    Авторами росписей ковалевской церкви, как установлено, являлись сербские художники. Исследования фресок позволили установить, что в храме работали пять или шесть мастеров.
    О связи древнего Новгорода с Балканами свидетельствуют многочисленные исторические источники. Балканские мастера работали в традициях византийского искусства, переосмысленных в южнославянской художественной среде. Созданные ими росписи церкви Спаса на Ковалеве — выдающаяся страница в истории русского и мирового искусства. Ценность росписей храма Спаса на Ковалеве повышалась тем, что они были практически не искажены поздними записями.


    Преображение Господне

    Часть росписей Спаса на Ковалеве — 70—80 квадратных метров — погибла еще при пожаре 1386 года. К началу Великой Отечественной войны на стенах церкви сохранялось 350—360 квадратных метров живописи.
    В 1941 — 1943 годах церковь Спаса Преображения на Ковалеве, находившаяся на линии фронта, была до основания разрушена огнем фашистской артиллерии. Ее участь разделили и многие другие всемирно известные новгородские храмы — в результате обстрелов фашистской артиллерии и бомбежек в Новгороде погибли храмы Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Архангела Михаила на Сковородке, Благовещения на Городище, Николая Чудотворца в Гостинополье. Сильно пострадали другие новгородские храмы.


    Церковь Спаса на Ковалеве. Фото 1947 г.

    «Для нас, русских, Новгород — это наше славное и любимое прошлое. Мы дорожим им не меньше, чем итальянский народ дорожит Флоренцией, — писал в 1947 году известный историк искусства, член-корреспондент Академии наук СССР В. Н. Лазарев. — И когда мы видим теперь Новгород искалеченным и разрушенным, то для нас это — не только тяжелая потеря, но и великая трагедия... Мы не сумеем насладиться красотой их одухотворенных ликов, их дивных красок, их редкого по своей зрелости декоративного замысла. От одной этой мысли в душе русского человека пробуждается чувство острой боли и гнева».


    Святой Ефрем Сирин


    Святой Евфимий


    Святая Мученица (возможно, Параскева)

    Восстановление Новгорода началось уже в 1944 году. В первую очередь восстанавливались памятники самого города, и только затем — памятники его окрестностей. До Спаса на Ковалеве дело дошло только к началу 60-х годов. К 1962 году руины храма представляли собой заросший травой холм высотой около четырех метров.


    Святитель


    Святой Средовек


    Столпник


    Феодор Студит

    Церковь Спаса на Ковалеве была восстановлена из руин по проекту архитектора Л. Е. Красноречьева. В ходе раскопок и разборки завалов удалось выяснить, что на сохранившихся фрагментах стен разрушенной церкви уцелело всего 16 квадратных метров росписей. Большая и лучшая часть живописи погибла, и всякая мысль об ее восстановлении казалась невероятной.
    Тем не менее эта мысль пришла в голову художнику-реставратору Александру Петровичу Грекову. С 1964 года начались систематические работы по разбору огромных завалов в руинах церкви. А.П.Греков вместе со своей женой Валентиной Борисовной Грековой и их помощники собственноручно разбирали вручную фрагменты уцелевших фресок из груды камней, штукатурки, земли и строительного раствора. Задача была восстановить не отдельные фрагменты росписей, а все росписи целиком или хотя бы значительную их часть.


    А.П. и В.Б.Грековы

    К 1973 году завалы были разобраны окончательно, перебрана каждая горсть земли. В результате было извлечено около 500 ящиков с разбитыми, разрозненными кусочками фресок — всего около 100 000 фрагментов. Теперь эти тысячи кусочков предстояло собрать воедино.


    Мастерская в Новгороде, где собирают фрески по методике,
    разработанной А.П.Грековым

    В сентябре 1973 года на специальном щите была собрана первая композиция. Спустя два года — еще пять... Всего Грековым удалось воссоздать около 160 квадратных метров легендарных фресок — труд титанический!


    А.П. и В.Б.Грековы в мастерской

    Воистину героические усилия художников-реставраторов увенчались успехом — из мельчайших кусочков на протяжении десятилетий собран целый ряд композиций, казалось бы, навсегда утраченной росписи 1380 года. При этом были сделаны копии со всех наиболее значительных композиций, которые удалось восстановить.

    Это был первый и, увы, пока единственный эксперимент по спасению погибшего памятника монументальной живописи.

    Информация с сайта: Православные храмы России, церкви России
    Категория: Мои статьи | Добавил: Нэсс (15.10.2013) | Автор: Инесса Геннис E
    Просмотров: 4119 | Теги: Фрески церкви Спаса на Ковалеве, архитектура, живопись | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: