Период
правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) является одним из
мрачных эпизодов в истории Российского Государства, и его завершение
обозначилось событием, ярко отразившем политические и культурные
процессы, происходившие в это время – возведением грандиозного
дворцового комплекса изо льда и проведенной в нем потешной свадебной
церемонией.
Императрица Анна Иоанновна (1693 - 1740)
Поводом
для строительства Ледяного дома стало то, что одна из любимых шутих
Анны Иоанновны, калмычка Авдотья Ивановна Буженинова, с целью еще
большего расположения к себе со стороны государыни, посетовала на свое
одиночество и высказала желание выйти замуж. Императрицу позабавила эта
жалоба, однако она вняла ей, и уже на следующий день нашла своей шутихе
жениха также из придворных шутов, князя Михаила Алексеевича Голицына,
попавшего в немилость царскому двору, и посему назначенного развлекать
Ее Величество.
В.Якоби. Шуты при дворе имперетрицы Анны Иоанновны
Стоит
сказать несколько слов о князе Голицыне. Михаил Алексеевич происходил
из знатного боярского рода, который с приходом к власти Петра I, утратил
свои позиции в государственной деятельности. Князь был определен на
службу в армию, а не в гвардию, имевшую привилегированное значение, и с
большим трудом дослужился до звания майора. В пятьдесят лет Голицын
теряет супругу, и уезжает заграницу. Во время своего путешествия он
женится на итальянке и принимает католическую веру. Вернувшись в Россию с
новой женой, князь скрывает ее от людских глаз и молчит о перемене
вероисповедания. Но слухи об этом все же доходят до царского двора, во
главе которого к тому времени уже находилась Анна Иоанновна. Голицын был
доставлен в Петербург, где в Тайной Канцелярии ему устроили жесткий
допрос. Там он отрекается и от своей новой супруги, которую выдворяют из
России, и от иноверия. Князя разжаловали в придворные шуты для
увеселения императрицы, еще больше унизив достоинство и его самого, и
его древнего рода. Вместе с другим шутами он сидел в лукошке возле
царских апартаментов, а также подавал императрице квас, за что получил
прозвище «Квасник».
Итак, после одобрения Анной Иоанновной женить
шута на шутихе, был объявлен приказ о приготовлении к свадебному
торжеству. Придворные стали придумывать, как сделать свадьбу более
вычурной. В итоге, камергеру Алексею Даниловичу Татищеву пришла идея о
проведении потехи в Ледяном доме.
Архитектор Петр Михайлович Еропкин (1689-1740)
Надо
отметить, что в отличие от Петра I, Анна Иоанновна любила проводить
праздные мероприятия с шиком, что само собой сказывалось на истощении
государственной казны. Свадебная затея велась для большего развлечения с
серьезным подходом. Была сформирована так называемая «маскерадная
комиссия», которая стала ведать подготовкой к свадьбе. «Комиссия»
вынесла решение строить Ледяной дом между зданием Адмиралтейства и
Зимним Дворцом. Знаменитый русский архитектор Петр Михайлович Еропкин
выполнил проект Ледяного дома. А следить за ходом строительства и
проведением церемонии был назначен кабинет-министр Артемий Петрович
Волынский.
Артемий Петрович Волынский (1689 - 1740)
Строительство Ледяного дома
В
январе 1740 г. множество людских сил было брошено на возведение
дворцового комплекса, материалом для которого служили только прозрачные
ледяные блоки, доставленный с реки Невы. Профессор физики, член
Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Георг Вольфганг Крафт в
своей монографии «Подлинное и обстоятельное описание Ледяного дома»,
вышедшей в свет в 1741 г., говорит о высокой прочности невского льда,
способного выдержать огромное давление. Лед распиливали на большие
квадратные плиты, подвергавшиеся затем архитектурно-декоративной
обработке. Плиты устанавливали одну поверх другой, предварительно
поливая водой каждый ряд кладки. Вода в данном случае действовала как
цементный раствор, накрепко примораживая ледяные блоки друг к другу. В
этом отношении погода была устроителям торжества на руку – зима
1739-1740 гг. была очень морозной. По окончанию строительства Ледяной
дом увидеть мог любой желающий, но для обеспечения порядка была
организована охрана.
Проект и план Ледяного дома. 1740 г.
Ледяной
дом имел немалые размеры – порядка 17 метров в длину, более 5 метров в
ширину и более 6 метров в высоту. Крафт описывал Ледяной дом, будто он
был выполнен из одного куска драгоценного камня с синим оттенком. Здание
украшала превосходная резьба, в частности фронтон парадного входа.
Стены дома были декорированы арочными нишами со скульптурными
изваяниями. В верхней части дома была сделана галерея с парапетом и
объемной скульптурой. Внутри дом разделялся на помещения: гостиную,
буфет, опочивальню и туалет. Интерьер поражал не меньше, чем экстерьер. В
оконные проемы были вставлены тонкие ледяные стекла, через которые
внутрь помещений проникал дневной свет. В одной из комнат стояли ледяные
статуи. Мебель и бытовые предметы – все было сделано изо льда. Здесь
были и кровать, и табурет, и диваны, и кресла, и резные столы со
стояшими на них ледяными часами и разложенными картами, тоже
выполненными изо льда, и шкаф-поставец, где находилась ледяная посуда, а
также подсвечники с установленными в них ледяными свечами и камин с
ледяными дровами (смазанные нефтью свечи и дрова могли даже гореть).
Такими же дровами топили и ледяную баню, которую построили недалеко от
дома, и при желании в ней можно было даже попариться.
Ледяной дом Анны Иоановны
Ледяной
дом с двух сторон был фланкирован башенными сооружениями в виде
остроконечных пирамид с круглыми окнами, установленных на двухъярусные
постаменты. Внутри пирамид были подвешены бумажные разукрашенные фонари
со свечами, которые по ночам крутили люди, находившиеся в башнях, для
развлечения людей, пришедших посмотреть на яркое ледяное чудо.
Искусные
мастера создали еще одну не менее интересную композицию изо льда –
справа от дома зрителей встречали слон с сидящим на его спине персом и
двумя стоящими возле него персиянками. Фигура слона имела продуманную
конструкцию: днем слон мог пускать фонтаны воды, а ночью – огненные
нефтяные факелы. Также внутри слона была полость, где сидел человек,
издававший звук при помощи трубы.
Вход
на территорию комплекса был оформлен ледяными вратами, украшенными
ледяными вазами с растениями и птицами. Рядом с вратами выполнены изо
льда два дельфина, которые, как и слон, выплескивали струи горящей
нефти, подаваемой насосной системой.
Перед Ледяным домом установили несколько ледяных пушек и мортир, из которых даже неоднократно производили выстрелы.
Ледяной
комплекс был великолепен и днем, блестя и переливаясь красками в лучах
солнца, проникавших сквозь толщу льда и преображавших сооружения
изнутри, и ночью при свете свечей, красочных фонарей, факелов и
фейерверков.
Безусловно, Ледяной дом и другие постройки,
выполненные изо льда, произвели сильное впечатление своими масштабами,
красотой и техникой исполнения, став тем самым настоящими
произведениями высокого искусства. Но что же касается самого свадебного
торжества, то здесь картина выглядела куда более курьезно и даже дико.
В.Якоби. Свадьба в Ледяном доме
Свадьба в Ледяном доме.
Церемония
бракосочетания придворных шутов состоялась 6 февраля 1740 г.
Обвенчавшись в церкви Голицын и Буженинова были помещены в клетку, что
была закреплена на спине настоящего индийского слона. Торжественная
процессия двинулась к месту проведения праздничного обеда по главным
улицам Петербурга. Повелением императрицы в церемонии приняло участие
сто пятьдесят пар мужчин и женщин разных народностей, проживавших на
тогдашней территории Российской Империи, одетых в свой национальный
костюм и со своими музыкальными инструментами – чуваши, мордва, татары,
калмыки, киргизы, самоеды и другие. Каждая пара ехала на санях,
сделанных в виде зверей, птиц и рыб. Сани же были запряжены оленями,
верблюдами, волами, козлами, собаками, свиньями. Во время застолья же
каждая пара из свадебной свиты откушала свое национальное блюдо, а после
– танцевала свой народный танец под народную музыку.
На обеде шута и шутиху приветствовали стихами, написанными по этому поводу поэтом Василием Кирилловичем Тредиаковским:
«Здравствуйте, женившись, дурак и дурка, Еще … — то та и фигурка! Теперь-то прямое время нам повеселиться, Теперь-то всячески поезжанам должно беситься. ……………………………………………………… Ханский сын Квасник и Буженинова-ханка Кому то не видно, кажет их осанка!»
То,
что Голициына и Буженинову обозвали здесь «ханским сыном» и «ханкой»,
не случайно. На правление Анны Иоанновны пришлась война с Турцией
(1735-1739 гг.), в которой против России выступил также крымский хан,
турецкий подданный, которого считали не меньшим врагом, чем сама
Османская Порта. Таким образом, в подобном обращении к шутам, к тому же
возимых в клетке, императрица решила высмеять крымского хана.
В.Якоби. Брачующиеся в Ледяном доме.Фрагмент
По
окончанию обеда молодых снова посадили в клетку на слоне и в
сопровождении все того же чудного свадебного кортежа под звон бубенцов,
рев, мычание, лай повезли в Ледяной дом, где, уложив их в постель,
оставили на ночь. А чтоб молодые не сбежали раньше времени из своих
ледяных апартаментов, дом было приказано взять на караул. Наутро же
замерзших шута и шутиху увезли отогреваться.
После шутовской
свадьбы Ледяной дом простоял еще почти два месяца, и в конце марта стал
таять и разваливаться. Привлекая внимание многих горожан, дом затмил
собой на время все величественные постройки Петербурга. Однако он
сохранился на страницах литературных произведений (в частности в романе
Ивана Ивановича Лажечникова «Ледяной дом»), на гравюрах и живописных
полотнах, став памятником, с одной стороны, высокому профессионализму
зодчих и мастеров, а с другой – самодурству и расточительству власти, и
людским трагедиям.
Автор статьи: Сафин Ренат. Информация с сайта:ledovydom.ru (Клуб Вольных Ледорубов)