Воскресенье
17.12.2017
12:44
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [61]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • SPACE OF ARTS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Питер Брейгель. Охотники на снегу

    Питер Брейгель Старший - Охотники на снегу




    Вновь холодно. Земля твердеет, подмерзая.
    Роясь пушинками, вновь первый снег идет
    И по навесам крыш соломенных кладет
    Свои подушечки, свисающие с края.
    (Эмиль Верхарн. «Зимой»).


    Ни одна другая картина не вызывает у меня такое острое ощущение зимы, как эта очень знаменитая работа нидерландского художника эпохи Возрождения Питера Брейгеля Старшего (1520-1569). И не важно что время и место другое, очень от нас удаленное. Но ощущение холодного зимнего пасмурного дня остается неизменным. Свинцовое зеленовато-серое небо и белый снег, который кажется ослепительно ярким из-за темных силуэтов фигур охотников, собак и деревьев, изображенных на его фоне. Устало бредут охотники, плетутся за ними собаки. Вдалеке виднеются неуклюжие фигурки катающихся на коньках по замерзшей глади реки. Все утопает в снегу. Пейзаж кажется спокойным и уютным. Природа как будто замерла, застыла в неподвижности, а люди погружены в свои повседневные заботы...

    Картина «Охотники на снегу» ("Январь") написана маслом по дереву в 1565 году. Она является частью цикла из шести картин серии "Месяцы", изображавших времена года (пять из них, включая, «Охотников на снегу», сохранились). Картина находится в собрании Музея истории искусств в Вене. Цикл картин был выполнен Брейгелем, вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка."Идея такого цикла восходит к календарям готических часословов, времена года символизируют вечный жизненный круговорот. В картинах Брейгеля человек представлен в природном окружении не одним лишь своим присутствием, но связан с ним деятельным единством своих трудов и дней, единством судьбы — жизни и смерти." (Сайт Малая Бухта)



    Композиционно картина построена так: на переднем плане, в левом нижнем углу, мы видим невысокий холм, на нем - несколько крупных фигур.

    Дальше расстилается долина с деревеньками, полями, перелесками, реками, а замыкают перспективу горы. Скучноватым равнинам родных Нидерландов художник предпочел гораздо более выразительные альпийские панорамы (известно, что едва ли не самым ярким впечатлением Брейгеля от путешествия в Италию было знакомство с Альпами). В картине присутствует ощущение безграничного простора как части бесконечного целого.

    Фрагмент картины "Охотники на снегу"


    Нетрудно заметить, что зритель, вслед за художником, смотрит на землю с большой высоты: так видит мир парящая в поднебесье птица или человек, поднявшийся на высочайшую вершину. В то же время очевидно, что художник помещает зрителя за спиной у охотников, то есть на небольшой возвышенности, спускающейся к запруде. Увидеть отсюда всю долину, конечно, невозможно, но в мире Брейгеля властвуют свои законы.

    Фрагмент картины


    Художник плавно совмещает ближний и дальний планы, поэтому у нас и возникает ощущение всеохватного простора. Новые сюрпризы преподнесет картина, если мы проанализируем ее композицию с точки зрения перспективы. Вы не найдете в «Охотниках» безупречно правильных перспективных построений! Посмотрите на заснеженные крыши, проглядывающие за древесными стволами: здесь нет ни одной прямой линии, крыши слегка вогнуты, как вогнуто и все пространство картины.

    Тщательный анализ убедил историков искусства в том, что брейгелевский пейзаж едва заметно деформирован, как будто написан на внутренней поверхности огромной чаши, поэтому он магнетически «втягивает» взгляд зрителя, поэтому и возникает волшебный эффект нашего участия в происходящем. Вся сложнейшая композиция картины подчинена общей цели – увести нас за край земли, за горизонт. Охотники и собаки словно «вступают» в картину слева и идут по свежему снегу вперед.

    Фрагмент картины


    Как это характерно для Брейгеля, «Охотники» - очень «густонаселенная» картина. Немало времени надо провести перед ней, чтобы рассмотреть не только охотников с собаками и группу крестьян у костра, но и все прочее, что происходит в деревне этим зимним днем.

    Фрагмент картины


    По дороге, утопая в снегу, тащится запряженная в телегу лошадь, заполнены людьми катки, через мост идет человек с вязанкой хвороста. Нельзя не удивляться тому, с какой точностью передает художник движения и позы ближних и даже самых отдаленных фигур. Мы чувствуем, как ступают по глубокому снегу усталые охотники, можем судить о том, насколько уверенно или, напротив, неуклюже, держатся на льду конькобежцы, ощущаем, как преодолевает сопротивление воздуха взлетевшая птица.

    Фрагмент картины


    Сдержанный фон - белый снег и зеленовато-серый лед – подчеркивает силуэты фигур, не дает упустить ни одной выразительной черточки. В сравнении с необъятной долиной и неприступными горами люди кажутся крошечными, художник намеренно подчеркивает этот контраст. И тем не менее, пространство брейгелевской картины соразмерно человеку." (Марина Аграновская).

    Кроме "Охотников" цикл "Месяцы" или "Времена года" включает картины – "Пасмурный день", "Жатва", "Возвращение стада" и "Сенокос". Это выдающиеся образцы Северного Возрождения, среди которых "Охотникам на снегу" выпала честь стать самым прославленным произведением.

    "Хмурый день (Февраль)"


    "Жатва (Август)"


    "Возвращение стад (Ноябрь)"


    "Сенокос (Июль)"


    Картина "Охотники на снегу", показаная в одном из эпизодов фильма Андрея Тарковского «Солярис», стала визуальной основой одного из эпизодов его же фильма «Зеркало» (60-е минуты фильма).
    Картина показана также в одном из эпизодов фильма Ларса фон Триера «Меланхолия».

    Возможно, многим памятна сцена из фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1973 г.). В кают-компании космического корабля висит репродукция картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу».

    Ее внимательно рассматривает героиня фильма, внешне - прекрасная девушка, по сути – фантом, порождение планеты Солярис. Камера подолгу задерживается на деталях картины, и кажется, что зимний пейзаж вот-вот оживет: зазвучат голоса конькобежцев, хрустнет снег под ногой охотника, залает собака…

    А в странном создании, не ведающем, что такое Земля и населяющие ее люди, пробудятся в ответ человеческие чувства. Тарковский сделал символом нашей цивилизации картину с обыденным, ничем не примечательным сюжетом - зимний день, деревня, охотники возвращаются домой, - и завороженный зритель безоговорочно ощущает точность режиссерского выбора.(Марина Аграновская. Источник: сайт online Маранат проект).
    Категория: Мои статьи | Добавил: Нэсс (24.01.2014) | Автор: Инесса Геннис E
    Просмотров: 1642 | Комментарии: 1 | Теги: Охотники на снегу, Брейгель, живопись | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: