Среда
18.10.2017
15:41
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [61]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • SPACE OF ARTS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Джозайя Веджвуд

    Непревзойденный Джозайя Веджвуд



    В Музее декоративно-прикладного искусства в Москве прошла выставка "Непревзойденный Веджвуд". На ней была представлена легендарная фаянсовая посуда и другие изделия старейшей английской фирмы, основанной в 1759 г. Некоторые из предметов впервые покинули пределы Великобритании. На выставке было представлено более 300 предметов: ювелирные изделия, образцы мебели, костюма, живопись и графика XVIII–XIX веков.







    Веджвуд, полное наименование – «Джозайя Веджвуд и Сыновья» (англ. Wedgwood, Josiah Wedgwood and Sons) — английская фирма по изготовлению посуды, знаменитая торговая марка.
    Фирма Веджвуд была основана Джозайей Веджвудом (1730-1795 гг.) в 1759 году. Начинал работу Веджвуд в мастерской отца, затем с 1754 года работал на предприятии Томаса Уилдона. В детстве Веджвуд перенес оспу, последствия которой позднее вынудили врачей ампутировать ему ногу. Мастеру было трудно самому работать за гончарным кругом: возможно, именно поэтому вместо изготовления посуды он занялся изобретением и разработкой новых технологий. Изучение книг по керамике и собственные эксперименты помогли ему разработать новые составы глины, а также способы ее окрашивания и закалки.



    Особенно интересовали его опыты с цветными глазурями. Веджвуд «превратил грубое и незначительное производство в элегантное искусство» — так написано на его надгробном памятнике в Стаффордшире. Имя Веджвуда стало нарицательным и дало название множеству изделий, составивших важный этап в развитии мирового искусства.



    Сам Веджвуд не был художником, но он обладал интуицией, знанием и опытом, чувством стиля. В 1752—1759 гг. вместе с Томасом Уилдоном он был занят поисками усовершенствования традиционного фаянса, в 1759 г. организовал мануфактуру «Айви-Хауз» (Ivie-House), где производилась керамика всех стаффордских типов - это и было основание фирмы Wedgwood, которая уже два с половиной столетия является легендой английского керамического производства.






    Фаянс цвета сливок (фаянс королевы)

    В 1765 г. по заказу королевы Шарлотты был изготовлен чайный сервиз из нового тонкого «фаянса цвета сливок», теплого кремового оттенка, получившего название «королевского». Уже в следующем, 1766 году Дж. Веджвуд получает разрешение на строительство завода в графстве Стаффордшир, в местечке, получившем название Этрурия, (ныне пригород города Сток-он-Трент). С основанием мануфактуры «Этрурия» начался новый этап деятельности Веджвуда совместно с Томасом Бентли (1730—1780; с ним Веджвуд познакомился еще в 1762 г.), технологом и знатоком античного искусства.




    Мануфактура Веджвуда "Этрурия"

    Веджвуд продолжил свои опыты и создал уникальный керамический материал «черный базальт» на основе египетской глины. Из него стали изготавливать вазы, подсвечники и различные декоративные изделия, напоминающие своим внешним видом античную бронзу. В 1775 году Джошуа Веджвудом была создана необычайно твердая фаянсовая масса с сильно спекшимся черепком. Изделия из такой массы можно резать, шлифовать, полировать, как камень. Веджвуд также стал их украшать росписями в подражание древнегреческим расписным вазам. Древнегреческие расписные вазы в эпоху Веджвуда назывались этрусскими.








    Черная "базальтовая" масса

    Также Веджвуд изобрел цветную "яшмовую" глиняную массу семи цветов: белого, черного, синего, серо-зеленого, темно-зеленого, сиреневого и желтого. Джаспер (или «яшмовый», неглазурованный фарфор) - визитная карточка фирмы Wedgwood.
    С 1773 г. на мануфактуре «Этрурия» стали вырабатывать «восковой бисквит» — из него делали тончайшие рельефы на поверхности яшмового фаянса, напоминающие античные камеи. Белые рельефы на à la cameo («под камеи»)накладывали на цветную поверхность изделий как аппликацию. Это позволило имитировать в фаянсовых изделия античные резные самоцветные камни - камеи, очень популярные в эпоху классицизма. Изделия были самые разнообразные от декоративных ваз, чайных и кофейных сервизов, до украшений и декоративных вставок мебели, каминов, интерьеров. Фаянсовые медальоны вставляли в оправу из полированной стали с «алмазной» гранью, напоминающей блеск драгоценных камней. Матовая поверхность эффектно контрастировала со сверкающими «каменьями».






























    "Яшмовая" масса, изделия в стиле античных камей

    Самым знаменитым изделием из яшмового фаянса стала копия древнеримской «Портлендской вазы» I века из двухслойного стекла, найденной при раскопках в Италии. Римская ваза, изготовленная в конце I века до н.э., находившаяся в коллекции лорда Гамильтона и купленная герцогиней Портлендской, восхищала всех неоклассиков. Но Джозайя Ведждвуд додумался до гениального и простого решения: сделать точно такую же вазу, только из другого материала. В результате работы с яшмовой массой он-таки воспроизвел шедевр с удивительной точностью, и при этом смог улучшить как технику, так и цвет. Более того, появилась возможность тиражирования вазы, но - хитрость, доступная лишь Веджвуду, ваза так и осталась произведением искусства, даже при тиражировании.




    Портлендская ваза (копии)

    После кончины Т. Бентли в 1780 г. на изделия мануфактуры стали ставить марку с одним именем: Wedgwood.
    Поскольку при изготовлении своей посуды Дж. Веджвуд пользовался новыми технологиями и усовершенствованиями, в 1783 году он был принят в члены Королевского научного общества.
    Многие из потомков великого основателя фирмы Веджвуд были вовлечены в управление компанией вплоть до начала XXI века.



    Веджвуд в России

    Фарфор марки Wedgwood появился в России в 18 веке. Связано это с двумя заказами, который получила фабрика от Екатерины II. Первый на изготовление «Хаск-сервиза» («Hask Service»). Такое название связано с орнаментом. «Хаск» – роспись, которая напоминала сухой пшеничный колос. Изготовили его на мануфактуре Wedgwood в короткий срок в 1769-1770 годах. Состоял он из двух частей – обеденной и десертной, из 1500 предметов и был рассчитан на 24 персоны. С самого начала выполнения заказа Веджвуд и его компаньон Томас Бентли окрестили сервиз «русским». Предметы для него делал и отбирал сам Джозайя Веджвуд на фабрике «Этрурия» в Берслеме.




    "Фаянс королевы", предметы из "Хаск-сервиза"

    Изготавливался сервиз из фаянса теплого кремового оттенка «цвета сливок», так называемого «cream-coloured ware», который еще называют «фаянсом королевы». Это второй авторский фарфор Wedgwood (именно из него в 1765 году был сделан чайный сервиз для королевы Шарлоты). Расписывали же предметы «Хаск-сервиза» в декорационной студии в Челси в Лондоне. Расписывали цветами и гирляндами в лилово-сиреневых тонах (за росписью следил Бентли). «Хаск-сервиз» доставили ко двору Екатерины II в Санкт-Петербург в 1770 году. Сейчас он находится в Петергофе и насчитывает всего 192 предмета, причем 107 из них – доделки, датируемые 1840-ми годами.








    "Фаянс королевы", предметы из сервиза "Зеленая лягушка"

    Второй заказ Джозайе Веджвуду Императрица сформулировала так: «Хочу, чтобы вся Англия была у меня на столе!» Вся Англия должна была поместиться в большом обеденном и десертном сервизе, сделанном так же, как и «Хаск-сервиз» из усовершенствованного маркой Веджвуд «фаянса королевы».
    За выполнение заказа Джозайя Веджвуд и его компаньон Томас Бентли взялись в 1773 году. Через год, в 1774 мастера преподнесли Екатерине II полный сервиз. Екатерина II заплатила за сервиз 16406 рублей 43 копейки – немногим более 2700 фунтов стерлингов. Посуда предназначалась для загородного Кекерекесиненского дворца (в переводе с финского - «Лягушачье болото»). Из-за такого названия в качестве герба на каждом предмете сервиза была выбрана зеленая лягушка. Сервиз так и называется: сервиз «Зеленой лягушки». Роспись - в коричнево-оливковой гамме, изображения - «Англия в картинках» (как раз в то время на пике популярности была мода на английскую готику, и российская императрица убила двух зайцев одним махом - получила посуду знаменитой английской мануфактуры, да еще и с соответствующими рисунками). Теперь сервиз «Зеленой лягушки» хранится в Эрмитаже и является одним из самых выдающихся сокровищ этого музея. Рассчитан сервиз был на 50 персон и состоял из 952 предметов. Каждый предмет был украшен изображением лягушки в треугольном обрамлении и видами Туманного Альбиона – 1244 изображения Англии, Шотландии и Уэльса.





    Состав сервиза был связан с требованиями этикета, дипломатическим протоколом, а также и с кулинарной спецификой времени. Огромное количество тарелок просто объясняется тем, что во время специальных обедов блюда подавали в несколько перемен. После каждой – меняли тарелки. Также в запасе были и резервные, на случай если битые понадобится заменить.



    С того времени сохранилось только 744 предмета двадцати восьми видов назначения. В чем же уникальность этого сервиза?
    Она не только художественная и технологическая, но и в том числе историческая. Сервиз расписан видами парков, аллей, улиц, зданий, усадеб, замков, аббатств, которые сегодня или сильно изменились, или не существуют уже вовсе. Около ста росписей на сервизе воспроизводят архитектурные памятники Великобритании и художественные берега Темзы. Перед тем, как «Сервиз с зеленой лягушки» отправился в Россию, его выставили в Лондоне, чтобы с шедевром марки Веджвуд познакомились и англичане. До 1830 года сервиз находился в Чесменском дворце, а после его перевезли в Английский дворец в Петергофе. В 1910 году он стал собственностью Эрмитажа и больше уже никуда не переезжал.
    Несколько позже, в 1788 году Джозайя Веджвуд сказал: «Несколько лет назад я имел честь поставлять посуду императрице. Это была самая грандиозная услуга, которую я оказывал за пределами Англии».



    Еще один крупный заказ из России марка Wedgwood получила в 1994 году. Сделало его также правительство страны. Какие пожелания тогда были у главы государства неизвестно, только администрация Б.Н.Ельцина заказала сервиз уже не на 952 предмета, а на две тысячи. Предназначался такой сервиз для специальных приемов в Кремле. Причем на этот раз «двор» решил выбрать декор без затей, не виды Англии и Уэльса, а всего-навсего золотой российский герб на белом фоне.


    Источник: http://www.nuans.ru/p0046.htm
    Категория: Мои статьи | Добавил: Нэсс (08.02.2015) | Автор: Инесса Геннис E
    Просмотров: 1233 | Теги: ремесла, керамика, Джозайя Веджвуд | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: