Пятница
26.04.2024
17:20
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [59]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • SPACE OF ARTS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Леонардо да Винчи. Предназначение человека

    Леонардо да Винчи. Предназначение человека



    Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, философ эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Винчи, недалеко от Флоренции. Отец — сеньор, мессэр Пьеро да Винчи — был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколения его предков. Когда родился Леонардо, ему было около 25 лет. Умер Пьеро да Винчи в 77 лет (в 1504 г.), за свою жизнь имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда ему было 75 лет). О матери Леонардо почти ничего не известно: в его биографиях чаще всего упоминается некая „молодая крестьянка” Катерина. В эпоху Возрождения к незаконнорожденным часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке. Леонардо сразу был признан своим отцом, но после рождения был отправлен вместе с матерью в деревню Анхиано.


    Вероккио. Крещение.


    Верроккио. Давид. Для этой скульптуры позировал,
    будучи учеником художника, совсем юный Леонардо да Винчи




    В 4 года его забрали в семью отца, где он получил начальное образование: чтение, письмо, математика, латынь. Одна из особенностей Леонардо да Винчи — его почерк: Леонардо был левша и писал справа налево, переворачивая буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала, но если письмо было адресовано кому-либо, он писал традиционно. Когда Пьеро было за 30, он переехал во Флоренцию и обосновал там свое дело. Чтобы найти работу для сына, отец привез его во Флоренцию. Будучи незаконно рожденным, Леонардо не мог стать юристом или врачом и отец решил сделать из него художника. В то время художники, считавшиеся ремесленниками и не принадлежавшие к элите, стояли чуть выше портных, но во Флоренции испытывали к живописцам гораздо больше почтения, чем в других городах-государствах.


    Голова ангела слева написана юным Леонардо да Винчи

    В 1467-1472 Леонардо обучался у Андреа дель Верроккио — одного из ведущих художников того периода — скульптора, бронзолитейщика, ювелира, устроителя празднеств, одного из представителей Тосканской школы живописи. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: Верроккьо получил заказ написать картину „Крещение Христа” (Галерея Уффици, Флоренция), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. Для живописи в то время использовались темперные краски — яичный желток, вода, виноградный уксус и цветной пигмент — и в большинстве случаев картины получались тусклыми. Леонардо рискнул писать фигуру своего ангела и пейзаж недавно открытыми масляными красками. По легенде, увидев работу ученика, Верроккио сказал, что «его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо».


    Благовещение, 1472-1475

    Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев — гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами.


    Портрет Джиневры де Бенчи, 1476.
    Национальная галерея искусств, Вашингтон


    8 апреля 1476 Леонардо да Винчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с тремя друзьями. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Судя по записям того времени, многие сомневались в виновности Леонардо, ни обвинителя, ни свидетелей так и не нашли. Избежать сурового приговора, вероятно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож Флоренции: был суд, но провинившихся отпустили после небольшой порки.


    Мадонна Бенуа, 1478, Эрмитаж, Санкт-Петербург

    В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что Сфорца будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и невзлюбившие Леонардо.


    Святой Иероним, 1480-е гг.

    Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические „чудеса”. Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. Одновременно Леонардо „работал на себя”, занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения.


    Мадонна с гвоздикой, 1478-1480

    В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Леонардо да Винчи, считавший причиной этого перенаселенность города и грязь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг.


    Дама с горностаем, 1485-1490, музей в Кракове

    Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою „Тайную вечерю” на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.


    Тайная вечеря, 1495-1498. Трапезная монастыря
    Санта Мария делле Грацие, Милан


    22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай - „Демон”). Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо.


    Мадонна Литта, 1491, Эрмитаж, Санкт-Петербург

    После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж.


    Мадонна в скалах,1483-1494. Лувр, Париж

    По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции. Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием.


    Портрет музыканта,1490. Пинакотека Амброзиана. Милан

    К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция).
    Источник: сайт leovinci.ru


    Портрет Беатриче Д'Эсте.1490-е

    Даже общий обзор возможностей этого гения повергает исследователей в шок: ну не может человек быть сразу гениальным инженером, художником, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, ученым, провидцем, одним из лучших в свое время певцом, пловцом, создателем музыкальных инструментов, кантат, наездником, фехтовальщиком, архитектором, модельером…
    Одни считают его посланцем инопланетных цивилизаций, другие – путешественником во времени из отдаленного будущего, третьи – жителем параллельного, более развитого, чем наш мира.
    В любом случае он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека.


    Дама с ферроньеркой,1490

    Леонардо брался за многие предметы и, дойдя до некоего уровня, переключался на другое. Может показаться, что больше всего он учился у самого себя, как бы постепенно расшифровывая заложенную кем-то информацию. Не обошёл, скажем, он своим вниманием музыку, очень быстро овладев игрой на лире.


    Мона Лиза,1503-1505, Лувр, Париж

    Джорджо Вазари замечает, что Леонардо «мог петь и божественно импровизировал» (хотя сочетание занятий музыкой и изобразительным искусством было очень распространено в эпоху Возрождения), однажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он превзошел всех профессиональных музыкантов, собравшихся при дворе Людовико Сфорца, и заодно выполнил поставленную задачу – «прописался» в Милане у герцога, своего нового мецената и поклонника.


    Святая Анна и Мария с младенцем,1510, Лувр, Париж

    Помимо этого, «умение Леонардо вести беседу привлекало к нему все сердца, и хотя собственностью он не обладал никакой и работал немного, все же он держал слуг, а также лошадей, к которым всегда был неравнодушен… Воистину, он любил всех животных (в письме одного его флорентийского знакомого высказано предположение, что именно эта любовь и привела Леонардо к вегетарианству). Часто, проходя мимо рынка, на котором продавали птиц, он возвращал пленницам утраченную свободу, выпуская их из всех корзин, а торговцу платил запрашиваемую цену».
    К слову, в «Дневниках» да Винчи имеются наброски птиц в полете, для выполнения которых необходимо было располагать, по меньшей мере, материалами замедленной киносъемки…


    Вахк. 1510-1513

    Он вел очень странный дневник, в нем даже почерк удивителен. Леонардо пишет справа налево, а буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. При этом в нем он обращается к себе самому на «ты» и отдает сам себе распоряжения и приказы: «прикажи показать тебе…», «ты должен показать в своем сочинении…», «прикажи сделать две дорожные сумки…».
    Что это? Раздвоение личности, где одна – всем известная, дружелюбная, не лишенная некоторых человеческих слабостей, и другая – невероятно странная, скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась его поступками?
    Или, как считают некоторые исследователи, более вероятно другое: с какого-то момента у него появляется некий мощный «канал» связи с «вселенским компьютером», Божественным началом, Мирозданием (назовите «Это» как хотите), которое его «вело», вкладывая знания в конкретного человека для рывка всего человечества на много веков вперед, но к которому он «подключился» сам. При этом, не воспринимая спускаемые знания чисто религиозно, Леонардо подошел к ним как ученый, а не как святой или пророк.


    Иоанн Креститель, 1513-1517

    Для этого да Винчи практиковал специальные психотехнические упражнения, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение. Он как будто нащупал эволюционные ключи и коды (совсем не те, что описаны в книге Брауна) к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной в современном человеке. Так один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая, таким образом, свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 70 процентов времени сна, что фактически удлинило время его жизни с 70 до 100 лет!


    Леда и лебедь 1510-1515

    Конечно, для современников он легко мог показаться магом и волшебником.
    …Леонардо вызывает из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; превращает белое вино в красное; одним ударом ломает трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносит на конец пера немного своей слюны – и делает надпись на бумаге черной.
    И до сих пор некоторые считают, что именно да Винчи реализовал заветную алхимическую мечту – нашел философский камень и научился превращать металлы в золото…
    Хотя это вряд ли. Но разбогатеть с помощью своего интеллекта он, безусловно, мечтал.













    …Массовое производство тогда еще никому и не снилось, а он изобрел машину для шлифования игл, которая работала с удивительной скоростью и с которой шлифовальное колесо вращалось с помощью кожаных ремней. «Завтра утром, 2 января 1496 года, я испробую широкие ремни, - писал он. – 100 вращений в час умножаем на 400 игл, получаем 40 000 игл за час, а за двенадцать часов – 480 000, что по 5 сольди за тысячу даст 20 000 сольди, а в лирах получится 1000 в день… А если работать двадцать дней в месяц, то общая сумма
    составит 60 000 дукатов». Ничего из этого не вышло...









    После всего изложенного неудивительно, что Леонардо да Винчи обладал способностью смотреть в будущее. Его знаменитые «Пророчества» (вначале - серия записей, сделанный в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего.

    «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» - речь, несомненно, идет о телефоне. «Люди будут ходить и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит» - а это, конечно, телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука. «Люди… будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места» - передача телеизображения.







    А вот еще:
    «Ты увидишь себя падающим с великих высот безо всякого вреда для тебя» - возможно, тогда же появилась его схема парашюта.
    «Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры» - тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни.
    Леонардо даже предвидел путешествия в космос: «И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд…». «Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать» - возможно, указание на человеческие зародыши, части которых используются в банке органов.





    А современникам же он загадывал вот такие загадки:
    «Великое множество людей начнут торговать публично и беспрепятственно очень дорогими вещами, без разрешения на то хозяина этих вещей. Вещами, которые никогда им не принадлежали, и над которыми они никогда не имели власти. И человеческое правосудие не будет препятствовать этому».
    Речь идет о «торговле раем», или об индульгенциях.
    Большинству людей Леонардо да Винчи известен как создатель бессмертных художественных полотен, но его ближайший друг Фра Пьетро дела Новеллара замечает: «Занятия математикой настолько отдалили его от живописи, что один только вид кисти приводил его в бешенство».


    Автопортрет



    Поразительно также, что за свои шестьдесят семь лет он создал так мало картин – чуть более двадцати. Не будем говорить о его шедеврах, известных всему миру, скажем только о «Портрете самого себя в преклонном возрасте». Он не датирован, но, как полагают эксперты, был написан около 1512 года. И это очень странный портрет: не только зритель в разных ракурсах воспринимает выражение и черты лица совершенно по-разному, но и фотографии, сделанные даже с небольшим отклонением камеры, показывают разного человека, который то меланхоличен, то высокомерен, то мудр, то просто нерешителен, то предстает ветхим стариком, измученным жизнью.





    Оптическими и прочими эффектами интересна и фреска «Тайной вечери». Во время работы над картиной Леонардо изучал эффекты звуковых и прочих волн. Исследователи полагают, что группа апостолов отображает треугольную концепцию Троицы с Иисусом в центре, а также эффект метафизической ударной волны, исходящей от Христа и отражающейся от стен, когда он открывает ученикам, что предатель среди них…
    Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации.
    Источник: Игорь Тимофеев. Милан. Оранжевый гид.









    А я считаю, что такие личности, как Леонардо да Винчи своей жизнью дают ответ на вопрос: Зачем рожден человек, и каков смысл его жизни...
    Категория: Мои статьи | Добавил: Нэсс (20.08.2015) | Автор: Инесса Геннис E
    Просмотров: 2248 | Теги: Леонардо да винчи, биография, графика, живопись | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: