Итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, философ эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Винчи, недалеко от Флоренции. Отец — сеньор, мессэр Пьеро да Винчи — был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколения его предков. Когда родился Леонардо, ему было около 25 лет. Умер Пьеро да Винчи в 77 лет (в 1504 г.), за свою жизнь имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда ему было 75 лет). О матери Леонардо почти ничего не известно: в его биографиях чаще всего упоминается некая „молодая крестьянка” Катерина. В эпоху Возрождения к незаконнорожденным часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке. Леонардо сразу был признан своим отцом, но после рождения был отправлен вместе с матерью в деревню Анхиано.
Вероккио. Крещение.
Верроккио. Давид. Для этой скульптуры позировал,
будучи учеником художника, совсем юный Леонардо да Винчи
В 4 года его забрали в семью отца, где он получил начальное образование: чтение, письмо, математика, латынь. Одна из особенностей Леонардо да Винчи — его почерк: Леонардо был левша и писал справа налево, переворачивая буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала, но если письмо было адресовано кому-либо, он писал традиционно. Когда Пьеро было за 30, он переехал во Флоренцию и обосновал там свое дело. Чтобы найти работу для сына, отец привез его во Флоренцию. Будучи незаконно рожденным, Леонардо не мог стать юристом или врачом и отец решил сделать из него художника. В то время художники, считавшиеся ремесленниками и не принадлежавшие к элите, стояли чуть выше портных, но во Флоренции испытывали к живописцам гораздо больше почтения, чем в других городах-государствах.
Голова ангела слева написана юным Леонардо да Винчи
В 1467-1472 Леонардо обучался у Андреа дель Верроккио — одного из ведущих художников того периода — скульптора, бронзолитейщика, ювелира, устроителя празднеств, одного из представителей Тосканской школы живописи. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: Верроккьо получил заказ написать картину „Крещение Христа” (Галерея Уффици, Флоренция), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. Для живописи в то время использовались темперные краски — яичный желток, вода, виноградный уксус и цветной пигмент — и в большинстве случаев картины получались тусклыми. Леонардо рискнул писать фигуру своего ангела и пейзаж недавно открытыми масляными красками. По легенде, увидев работу ученика, Верроккио сказал, что «его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо».
Благовещение, 1472-1475
Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо. В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев — гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами.
Портрет Джиневры де Бенчи, 1476.
Национальная галерея искусств, Вашингтон
8 апреля 1476 Леонардо да Винчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с тремя друзьями. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Судя по записям того времени, многие сомневались в виновности Леонардо, ни обвинителя, ни свидетелей так и не нашли. Избежать сурового приговора, вероятно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож Флоренции: был суд, но провинившихся отпустили после небольшой порки.
Мадонна Бенуа, 1478, Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что Сфорца будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и невзлюбившие Леонардо.
Святой Иероним, 1480-е гг.
Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические „чудеса”. Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. Одновременно Леонардо „работал на себя”, занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения.
Мадонна с гвоздикой, 1478-1480
В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Леонардо да Винчи, считавший причиной этого перенаселенность города и грязь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг.
Дама с горностаем, 1485-1490, музей в Кракове
Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою „Тайную вечерю” на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.
Тайная вечеря, 1495-1498. Трапезная монастыря
Санта Мария делле Грацие, Милан
22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай - „Демон”). Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо.
Мадонна Литта, 1491, Эрмитаж, Санкт-Петербург
После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж.
Мадонна в скалах,1483-1494. Лувр, Париж
По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции. Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием.
Портрет музыканта,1490. Пинакотека Амброзиана. Милан
К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция). Источник: сайт leovinci.ru
Портрет Беатриче Д'Эсте.1490-е
Даже общий обзор возможностей этого гения повергает исследователей в шок: ну не может человек быть сразу гениальным инженером, художником, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, ученым, провидцем, одним из лучших в свое время певцом, пловцом, создателем музыкальных инструментов, кантат, наездником, фехтовальщиком, архитектором, модельером…
Одни считают его посланцем инопланетных цивилизаций, другие – путешественником во времени из отдаленного будущего, третьи – жителем параллельного, более развитого, чем наш мира.
В любом случае он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека.
Дама с ферроньеркой,1490
Леонардо брался за многие предметы и, дойдя до некоего уровня, переключался на другое. Может показаться, что больше всего он учился у самого себя, как бы постепенно расшифровывая заложенную кем-то информацию. Не обошёл, скажем, он своим вниманием музыку, очень быстро овладев игрой на лире.
Мона Лиза,1503-1505, Лувр, Париж
Джорджо Вазари замечает, что Леонардо «мог петь и божественно импровизировал» (хотя сочетание занятий музыкой и изобразительным искусством было очень распространено в эпоху Возрождения), однажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он превзошел всех профессиональных музыкантов, собравшихся при дворе Людовико Сфорца, и заодно выполнил поставленную задачу – «прописался» в Милане у герцога, своего нового мецената и поклонника.
Святая Анна и Мария с младенцем,1510, Лувр, Париж
Помимо этого, «умение Леонардо вести беседу привлекало к нему все сердца, и хотя собственностью он не обладал никакой и работал немного, все же он держал слуг, а также лошадей, к которым всегда был неравнодушен… Воистину, он любил всех животных (в письме одного его флорентийского знакомого высказано предположение, что именно эта любовь и привела Леонардо к вегетарианству). Часто, проходя мимо рынка, на котором продавали птиц, он возвращал пленницам утраченную свободу, выпуская их из всех корзин, а торговцу платил запрашиваемую цену».
К слову, в «Дневниках» да Винчи имеются наброски птиц в полете, для выполнения которых необходимо было располагать, по меньшей мере, материалами замедленной киносъемки…
Вахк. 1510-1513
Он вел очень странный дневник, в нем даже почерк удивителен. Леонардо пишет справа налево, а буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. При этом в нем он обращается к себе самому на «ты» и отдает сам себе распоряжения и приказы: «прикажи показать тебе…», «ты должен показать в своем сочинении…», «прикажи сделать две дорожные сумки…».
Что это? Раздвоение личности, где одна – всем известная, дружелюбная, не лишенная некоторых человеческих слабостей, и другая – невероятно странная, скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась его поступками?
Или, как считают некоторые исследователи, более вероятно другое: с какого-то момента у него появляется некий мощный «канал» связи с «вселенским компьютером», Божественным началом, Мирозданием (назовите «Это» как хотите), которое его «вело», вкладывая знания в конкретного человека для рывка всего человечества на много веков вперед, но к которому он «подключился» сам. При этом, не воспринимая спускаемые знания чисто религиозно, Леонардо подошел к ним как ученый, а не как святой или пророк.
Иоанн Креститель, 1513-1517
Для этого да Винчи практиковал специальные психотехнические упражнения, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение. Он как будто нащупал эволюционные ключи и коды (совсем не те, что описаны в книге Брауна) к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной в современном человеке. Так один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая, таким образом, свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 70 процентов времени сна, что фактически удлинило время его жизни с 70 до 100 лет!
Леда и лебедь 1510-1515
Конечно, для современников он легко мог показаться магом и волшебником.
…Леонардо вызывает из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; превращает белое вино в красное; одним ударом ломает трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносит на конец пера немного своей слюны – и делает надпись на бумаге черной.
И до сих пор некоторые считают, что именно да Винчи реализовал заветную алхимическую мечту – нашел философский камень и научился превращать металлы в золото…
Хотя это вряд ли. Но разбогатеть с помощью своего интеллекта он, безусловно, мечтал.
…Массовое производство тогда еще никому и не снилось, а он изобрел машину для шлифования игл, которая работала с удивительной скоростью и с которой шлифовальное колесо вращалось с помощью кожаных ремней. «Завтра утром, 2 января 1496 года, я испробую широкие ремни, - писал он. – 100 вращений в час умножаем на 400 игл, получаем 40 000 игл за час, а за двенадцать часов – 480 000, что по 5 сольди за тысячу даст 20 000 сольди, а в лирах получится 1000 в день… А если работать двадцать дней в месяц, то общая сумма
составит 60 000 дукатов». Ничего из этого не вышло...
После всего изложенного неудивительно, что Леонардо да Винчи обладал способностью смотреть в будущее. Его знаменитые «Пророчества» (вначале - серия записей, сделанный в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего.
«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» - речь, несомненно, идет о телефоне. «Люди будут ходить и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит» - а это, конечно, телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука. «Люди… будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места» - передача телеизображения.
А вот еще:
«Ты увидишь себя падающим с великих высот безо всякого вреда для тебя» - возможно, тогда же появилась его схема парашюта.
«Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры» - тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни.
Леонардо даже предвидел путешествия в космос: «И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд…». «Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать» - возможно, указание на человеческие зародыши, части которых используются в банке органов.
А современникам же он загадывал вот такие загадки:
«Великое множество людей начнут торговать публично и беспрепятственно очень дорогими вещами, без разрешения на то хозяина этих вещей. Вещами, которые никогда им не принадлежали, и над которыми они никогда не имели власти. И человеческое правосудие не будет препятствовать этому».
Речь идет о «торговле раем», или об индульгенциях.
Большинству людей Леонардо да Винчи известен как создатель бессмертных художественных полотен, но его ближайший друг Фра Пьетро дела Новеллара замечает: «Занятия математикой настолько отдалили его от живописи, что один только вид кисти приводил его в бешенство».
Автопортрет
Поразительно также, что за свои шестьдесят семь лет он создал так мало картин – чуть более двадцати. Не будем говорить о его шедеврах, известных всему миру, скажем только о «Портрете самого себя в преклонном возрасте». Он не датирован, но, как полагают эксперты, был написан около 1512 года. И это очень странный портрет: не только зритель в разных ракурсах воспринимает выражение и черты лица совершенно по-разному, но и фотографии, сделанные даже с небольшим отклонением камеры, показывают разного человека, который то меланхоличен, то высокомерен, то мудр, то просто нерешителен, то предстает ветхим стариком, измученным жизнью.
Оптическими и прочими эффектами интересна и фреска «Тайной вечери». Во время работы над картиной Леонардо изучал эффекты звуковых и прочих волн. Исследователи полагают, что группа апостолов отображает треугольную концепцию Троицы с Иисусом в центре, а также эффект метафизической ударной волны, исходящей от Христа и отражающейся от стен, когда он открывает ученикам, что предатель среди них…
Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации. Источник: Игорь Тимофеев. Милан. Оранжевый гид.
А я считаю, что такие личности, как Леонардо да Винчи своей жизнью дают ответ на вопрос: Зачем рожден человек, и каков смысл его жизни...