Среда
18.10.2017
15:52
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [61]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • SPACE OF ARTS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Вадим Сидур. Непомерная тяжесть ответственности

    Вадим Сидур. Непомерная тяжесть ответственности.



    «Сотни, тысячи, миллионы людей погибли от насилия. Пули, виселицы, бомбы, газовые камеры, концлагеря, пытки, смертная казнь - это перечисление невозможно продолжать, ибо оно бесконечно. Кажется, должно же это когда-то прекратиться! Но человечество, как бы лишённое разума, ничему не научается... Меня постоянно угнетало и угнетает физическое ощущение бремени ответственности перед теми, кто погиб вчера, погибает сегодня и неизбежно погибнет завтра» (Вадим Сидур).



    Вадим Сидур (1924-1986) - крупнейший российский художник и скульптор, "советский Генри Мур", как его еще в 70-е годы называли западные журналисты. Художник-нонконформист, он подвергался притеснениям со стороны советских властей за то, что его работы - как по форме, так и по содержанию - резко контрастировали с канонами социалистического реализма. За тридцать лет творческой жизни он создал более пятисот скульптурных и тысячи графических работ. Еще при его жизни многочисленные выставки и публикации принесли Вадиму Сидуру широкую известность на Западе. В разное время его работы пополнили собрания канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, лауреатов Нобелевской премии по литературе Самюэля Беккета и Пабло Неруды, председателя совета директоров "Дойче Банк" Фридриха Кристианса, лауреатов Нобелевской премии по физике Яна Оорта и Джона Бардина, композитора Бенджамина Бриттена, писателей Милана Кундеры и Генриха Белля, промышленника Нортона Доджа и многих других. После смерти Вадима Сидура, совпавшей с началом горбачевской перестройки, его творческое наследие было публично признано национальным достоянием России.



    Вадим Сидур родился в семье Абрама Яковлевича Сидура и Зинаиды Ивановны Андриановой, в доме на углу улиц Казачьей и Казанской (сейчас Комсомольская и Карла Либкнехта), в Днепропетровске (Екатеринославле).
    В детстве Вадим пережил голодомор: " На улицах моего Днепропетровска сотни лошадей: одни лежат на мостовых, другие бродят. Они пришли из сел, где все вымерло... Свою игрушечную лошадку, на колесиках, я тоже зарубил - на мясо!"

    В 1942 году, после военного училища, будущий скульптор был призван на фронт, командовал пулеметным расчетом (в 18 лет!).



    В 1943 году немцы, отступающие из Днепропетровска, расстреляли бабушку Сидура и тетю Асю.

    Сидур: "Пути войны, как известно, неисповедимы. И когда восемнадцатилетним младшим лейтенантом, командиром пулеметного взвода я дошел до своего родного города и своей улицы, то уже от угла увидел, что от дома, где я родился и вырос, не осталось ничего. Только печная труба торчала как новаторский памятник моему детству и юности… Потом я был убит на войне". В 1944 году в селе Латовка, под Кривым рогом, шли ожесточенные бои. Здесь же оказался Вадим Сидур.


    Пулеметчик

    Я - цветок юный, советский
    Убит был пулей немецкой.
    "Вот и конец", - успел подумать.
    Не вспомнил ни маму,
    Ни папу.
    Просто сполз
    В жидкую грязь
    На дно окопа.
    И тихо умер.

    Ему была дана вторая жизнь. Сидура спасли восемнадцатилетняя Саша Крюкова и ее мама. Из рассказа Александры Крюковой: "Страшно вспоминать, что тут было. В каждой хате раненые… Мама с солдатами принесла еще одного раненого. Вместо лица - сплошная рана, одно мясо. Говорить не мог. Я догадалась, дала ему бумагу, карандаш. Он написал - Вадим Сидур. Приспособилась через трубочку кормить Вадима. Чуть-чуть отошел, а тут новая напасть - начали гноиться раны. Боже, как он страдал, какие страшные боли терпел! Решили с мамой: надо везти Вадима в госпиталь. Приехали в Кривой Рог, а там все разрушено, ни одной целой больницы. Пришлось везти в Днепропетровск - это от нас полторы сотни верст по разбитым дорогам в весеннюю распутицу… В январе 45-го пришло письмо от Вадима. Боже, как я обрадовалась, что он жив!"


    Раненый. 1964 г.

    "Я остался жить, но это произошло не сразу. Довольно долго я раскачивался между жизнью и смертью. Голова моя с момента ранения все еще была постоянно опутана бинтами. Пуля немецкого снайпера попала мне в левую челюсть, чуть ниже глаза и виска, раздробив все, что только было возможно, потом прошла сквозь корень языка, почти отсекла его и разорвалась в углу нижней челюсти справа, образовав огромную дыру. Металлические осколки этой разрывной пули до сих пор сидят во мне…"
    Потом было лечение в госпиталях для "челюстных". В 19 лет Вадим Сидур стал инвалидом II группы (ИОВом), кавалером орденов Отечественной войны 1-й и 2-й степени и нескольких боевых медалей. По степени страданий, выпавших на долю Вадима Сидура, он вполне сопоставим с библейским Иовом.


    Инвалид

    В 21 год Сидур приезжает в Москву на очередную операцию и остается. Поступает на факультет монументальной скульптуры Строгановского училища.
    «Хроническое, доходящее до обмороков недоедание в детстве — печально известный голод на Украине, кошмары эвакуации,пережитые им в подростковом возрасте, почти не отличавшаяся от лагерной жизнь в пулеметном училище в Кушке, фронт, ранение, бесконечная череда госпиталей — все это воспринималось им как норма человеческого существования. По его собственному признанию, в послевоенной Москве он ощущал себя пришельцем с другой планеты», - писал приемный сын скульптора, Михаил Сидур.


    Виктор (Победитель). 1983 г.

    Я считаю, что не совсем верно говорить о моем «жгучем» интересе к войне, насилию, бесчеловечным жестокостям. Это не интерес и даже не долг, а жизненная необходимость. Многие годы я пытаюсь и не могу освободиться от того, что переполнило меня в те времена».
    Так появилась скульптура «Раненый», где голова — кокон из бинтов и только щель рта обнажена. Так появился сидуровский «Победитель» — предельно обнаженный солдат, изувеченный войной, со страшной человеческой судьбой. Это образ целого поколения победителей, потерпевших в жизни поражение. Такой памятник не установишь на площадях Берлина или Москвы, Киева или Днепропетровска — он в каждом доме, в каждой семье, пережившей кошмары войны.


    Памятник погибшим от насилия


    Памятник, погибшим от насилия. г.Кассель. Германия




    Памятник погибшим от бомб.1965 г.
    В 1974 поставлен на центральной площади Касселя в Германии





    Формула скорби. 1972 год. Памятник евреям города Пушкина, расстрелянным в 1941.Город Пушкин (Царское Село), Ленинградская область. Установлен в 1991 г.


    Треблинка. Западный Берлин. 1966 год. Установлен в 1979

    - Отец ваял свою "Треблинку" под впечатлением книги Гроссмана "Треблинский ад". Писатель вошел в этот лагерь вместе с войсками и подробно описал все, что там происходило, - вспоминает Михаил (сын Сидура). - Здесь люди не работали - только уничтожались. Для этого были разработаны технологичные и экономичные способы быстрого уничтожения большого количества людей: так, например, трупы в печах складывались в штабеля, чтобы тяга лучше была...


    Взывающий


    Взывающий. 1979 г. Установлен в Дюссельдорфе в 1985 году.
    Бронза. Высота 5 метров

    На бронзовых плитах у основания дюссельдорфской скульптуры отлито:

    VADIM SIDUR. DER MAHNER.

    И слова, которые Взывающему вложил Удо ван Метерен:

    MENSCH DIESER ERDE,
    WER DU AUCH BIST,
    WOHER DU AUCH KOMMST,
    WOHIN DU AUCH GEHST,
    BEDENKE,
    GOTT, DER ALLMÄCHTIGE,
    HAT DIR DIES LEBEN GELIEHEN,
    UNTERSCHEIDEN ZU LERNEN,
    DAS GUTE VOM BÖSEN.
    NUTZE DEIN LEBEN,
    DAS GUTE ZU TUN.

    (Человек этой Земли,
    Кто бы ты ни был,
    Откуда бы ты ни явился,
    Куда бы ты ни шел,
    Помни,
    Бог Всемогущий
    одолжил тебе эту жизнь,
    чтобы научить отличать
    добро от зла.
    Используй свою жизнь,
    чтобы творить добро.)

    Тема войны, смерти, горя и страдания была для Сидура одной из важнейших. Поэтому в его творчестве значительное место занимает жанр мемориальной и надгробной скульптуры. В 1960-е, когда его стиль приобрел лаконичность и почти знаковую условность, скульптор создал цикл небольших скульптур «Памятники», куда вошла и данная модель. К этому циклу относятся также «Памятник погибшим от насилия» (1965; в 1974 поставлен на центральной площади Касселя в Германии), «Памятник концлагерю» (1966), «Памятник погибшим детям», «Памятник оставшимся без погребения» (после смерти мастера установлен в Москве и посвящен солдатам, погибшим на афганской войне). Скульптора волновала в первую очередь беспощадность войны, порождающая бесконечные и бессмысленные бедствия и требующая бесчисленных человеческих жертв.


    Снятие со креста. Из цикла После войны 1968

    В 1961 году 37-летний Вадим Сидур переживает тяжелый инфаркт и долго не может заниматься скульптурой. Сидур писал: «Если расчленить то, что я сделал по проблемным критериям, то я бы выделил два этапа: первый — до 1961 года, то есть до инфаркта,второй — после, когда проблема жизни и смерти обозначилась и проступила контрастно и четко, когда преобладающими сделались темы страдания живых и предсмертная мука...»


    Двое. Памятник погибшим от любви




    Памятник "Оставшимся без погребения" "Скорбящие матери"(1972 год).
    Установлен в 1992 году в Москве (м.Перово)


    1962 год - Хрущев устроил разнос современному искусству, назвав художников "пидорасами". После этого Сидура не выставляли, громили за "формализм", не давали заказов. Зарабатывал он иллюстрациями и созданием надгробий. Но у Сидура была подвальная мастерская, выделенная ему МОСХом, где он был свободен. Немец-славист Карл Аймермахер, приехав в СССР, познакомился с Сидуром и был поражен: "То, что я увидел, представляло русское искусство, о существовании которого я даже не подозревал и никак не ожидал увидеть!" Благодаря Аймермахеру 5 скульптур Сидура были установлены в Германии и один в Чикаго.
    При жизни скульптора в СССР установлены только две абстрактные бетонные композиции: в 1976 году у здания института морфологии человека "Структура №1" и "Структура № 2" -в 1980 году возле института геохимии и аналитической химии им. В. Вернадского. Умер Сидур в 1986 году, не дожив двух дней до своего 62 летия.


    Вадим Абрамович Сидур со своей женой Юлей Львовной Сидур-Нельской

    Сидур писал: «Я, цветок осенний, с ужасом замечаю, как превращаюсь в старое дерево с ободранной корой, глубокими ранами на теле, обломанными ветвями, редкой листвой. Каждый год меня собираются спилить, но я все еще плодоношу к всеобщему удивлению».

    "Я раздавлен
    Непомерной тяжестью
    ответственности
    Никем на меня не возложенной
    Ничего не могу
    предложить человечеству
    Для спасения
    Остается застыть
    Превратиться в бронзовую скульптуру
    И стать навсегда
    Безмолвным
    Взывающим" (В.Сидур)




    После экспериментов


    Материнство из цикла "Препараты" 1968


    Ника после третьей мировой войны


    Операция на сердце


    Адам и Ева

    Самой желанной мечтой Вадима Сидура было признание на родине, которая почти ничего не знала о нем долгие годы. После первой и единственной выставки в 1956 году скульптор подвергся гонениям со стороны Академии художеств СССР.
    Познакомиться с творениями художника наши соотечественники смогли только после его смерти, В Москве был открыт его музей. Почти все его работы установлены на Западе, где Сидура считают крупнейшим скульптором современности.


    Хула-хуп




    Мать и дитя


    Святое семейство


    Связи


    Семья


    Драка. Из цикла "Праздник". 1965 г.


    Гармонисты. из цикла "Праздник". 1965 г.


    Играющий на балалайке. Из цикла "Праздник". 1964 г.


    Из цикла "Праздник"

    Истоки своего творчества Вадим Сидур видел в классическом искусстве. Это греческая архаика, древнеегипетское и ассиро-вавилонское искусство, русская иконопись. Сидура волновало все: ужасы войн, экологические катастрофы, любовь, библейские мотивы, материнство, страдание. Его скульптурные работы - это мистические перетекания кривозеркальных отражений, формы Сальвадора Дали в скульптуре, то взрывные, то нежные и плавные. Его живопись происходит от слова «живой». В ней действительно буйствуют ожившие краски биологической жизни, как выплеск наперекор одноцветной советской действительности.








    Современный балет


    Мать и дитя

    Размышления о судьбах человечества приводят Вадима Сидура к созданию собственной философии, одно из центральных мест в которой занимает художник-пророк, предупреждающий людей о возможных глобальных катастрофах.

    Новая форма, новый материал не были для Сидура самоцелью. Это была
    внутренняя потребность на языке своего времени рассказать современникам о
    волновавших его проблемах, найти форму, наиболее адекватную содержанию.
    Сказанное в полной мере относится к созданному Сидуром в 70-е годы новому
    направлению в искусстве - "Гроб-арту", которое он сам назвал искусством
    эпохи равновесия страха. Шаткий баланс на грани войны между двумя
    сверхдержавами, накопившими в огромных количествах страшные вооружения,
    беспрецедентное по масштабам загрязнение окружающей среды, глобальные
    эксперименты над природой, такие, как "повороты рек вспять" могут
    закончиться уничтожением всего живого на Земле. Аккуратно уложенные в
    деревянные ящики-гробы подобия человеческих тел - "Гроб-девушка",
    "Автопортрет в гробу, в кандалах и с саксофоном" и другие - молча
    предупреждают о том, что и вся Земля может легко превратиться в летящую
    сквозь космическое пространство Гроб-планету. Возможно, именно "Гроб-арт"
    имел в виду Вадим Сидур, написав незадолго до смерти в одном из своих
    стихотворений следующие слова: "Я предсказал чернобыльский кошмар...".




    Гроб-мужчина


    Гроб-автопортрет в кандалах с саксофоном


    Железные пророки


    Создатель с Адамом и Евой


    Сговор (Конспирация), 1983 г.


    Лик

    В 1989 году в Москве был создан Музей Вадима Сидура. Это единственный московский государственный музей, целиком посвящённый современной скульптуре. Творчество Вадима Сидура столь своеобразно и многогранно (его наследие включает в себя не только огромное количество скульптурных и графических работ, но и поэзию, прозу и даже кинематографию), что само по себе представляет собой целую эпоху в истории отечественного искусства. Выставлены наиболее известные работы художника, в том числе небольшие авторские скульптуры, послужившие моделями для увеличения и установленные во многих городах мира: «Памятник погибшим от насилия» (Кассель, ФРГ), «Взывающий» (Дюссельдорф), «Треблинка» (Берлин), «Формула скорби» (Пушкин), «Портрет Альберта Эйнштейна» (Принстон, США), «Оставшимся без погребения» (Москва) и др. Даны примеры различных периодов творчества В. Сидура — от реалистической пластики середины 1950-х годов до авангардных «Гроб-Арта» и «Железных пророков», которым посвящён отдельный зал. При создании этих двух циклов художник использовал в качестве рабочего материала канализационные трубы, детали автомобильных моторов и прочие отходы «второй природы» — человеческой цивилизации. Это странные человеческие фигуры, лежащие в деревянных ящиках-гробах, безмолвно протестуют против войны и насилия, царящего в современном мире.



    14 августа 2015 года группа "православных активистов" во главе с Дмитрием Энтео устроила погром на проходившей в Манеже выставке «Скульптуры, которых мы не видим». В ходе погрома были повреждены 4 работы Вадима Сидура, находящиеся в Госфонде.

    Источники:liveinternet.ru, xorosho.com
    Категория: Мои статьи | Добавил: Нэсс (20.08.2015) | Автор: Инесса Геннис E
    Просмотров: 1040 | Теги: биография, Скульптура, Вадим Сидур | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: