Суббота
20.04.2024
01:33
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [59]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • SPACE OF ARTS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Впечатления этого лета. Прогулки по Владимиру

    Из впечатлений этого лета. Прогулки по Владимиру.

    false

    В августе я посетила славный город Владимир. Он порадовал своей ухоженностью и чистотой. С тех пор как я была здесь еще в начале 80-х, город заметно изменился к лучшему. В то время он производил впечатление серого захолустья. Сейчас тротуары и площади замощены булыжником, в городе много парков, скверов и смотровых площадок, т.к. весь город расположен на холмах. Когда смотришь на застройку сверху, то создается впечатление что дома и улицы просто утопают в зелени деревьев.
    Со смотровой площадки около Успенского собора открывается изумительный вид на реку Клязьму, бескрайние просторы. А на горизонте в дымке виднеются Муромские леса...

    false

    false

    false

    Немного об истории города и его памятниках
    Город Владимир раскинулся на высоком левом берегу реки Клязьмы.
    Основал его на месте небольшого поселка земледельцев и ремесленников Владимир Мономах, увидевший здесь хорошие естественные условия для защиты Ростово-Суздальской земли.

    false

    Датой основания города считается 1108 г., когда на берегах реки Клязьмы были возведены первые укрепления - земляные валы, усиленные дубовыми стенами. Повелел князь Владимир построить и княжеский двор. А новому городу дал он свое имя.
    После смерти Владимира на Ростово-Суздальской земле княжил его сын Юрий Долгорукий, а затем внук - Андрей Боголюбский. Последний перенес столицу Ростово-Суздальской земли из Суздаля во Владимир, хотя сам жил в Боголюбове, недалеко от нового города, в укрепленном замке. (В Суздале и Ростове по традиции сохранялись вече, а князь хотел властвовать нераздельно.) Для того чтобы поднять значение Владимира, бывшего в то время совсем небольшим городом, князь Андрей расширил и укрепил его, не жалея средств. В центре он построил несколько каменных храмов, ставших позднее эталонами при строительстве будущей столицы - Москвы.

    false

    При Андрее Боголюбском вокруг города были возведены боевые укрепления с высокими деревянными стенами и бойницами, перед которыми был вырыт широкий ров. Общая длина оборонительных стен города составила 7 километров, а высота - 10 метров. Въезжали во Владимир с запада через большие ворота, названные Золотыми, а с востока - через Серебряные ворота. Присвоение главным воротам таких же названий, как в Киеве и Константинополе, свидетельствовало о великодержавных замыслах князя.

    В крепости были еще Волжские ворота - выход к реке Клязьме, Медные - выход к реке Лыбяди и Иринины - недалеко от Золотых ворот.

    Золотые ворота сохранились до наших дней и стали древнейшим оборонным памятником России. Это мощное сооружение из белого камня высотой более 20 метров, прорезанное высокой аркой. Створы ворот раньше были окованы золоченой медью и виделись издалека. Золотом сверкал и купол небольшого храма, завершающего постройку. Церковь, которая издали выглядит игрушечной, на самом деле вмещает более сотни людей.

    false

    В 1238 г. Золотые ворота послужили владимирцам во время обороны города от монголо-татарского войска. 3 февраля 1238 г. монголы подошли к Владимиру. Сначала они потребовали сдачи, показав жителям плененного Владимира Юрьевича – брата владимирского князя. А когда услышали отказ горожан, развернули свой стан напротив Золотых ворот и начали осаду Владимира.



    После нескольких штурмов воины хана Батыя подожгли город, а 7 февраля, разрушив стену, ворвались на улицы Владимира. Началась большая резня. Княжеская семья укрылась в городском соборе, но монголы сожгли храм, а всех живых убили.
    Город Владимир - центр Северо-Восточной Руси - был превращен в развалины. Жители его погибли или попали в плен. Лишь немногим удалось спрятаться в лесах.

    Владимирцы приложили немало сил, чтобы возродить свой город. Позднее не раз еще воротам и стенам Владимира приходилось держать оборону. В городе сложилась традиция встречать у Золотых ворот победителей.

    Здесь чествовали героев Ледового побоища 1242 г. , участников победы на поле Куликовом в 1380 г.

    false

    Выстояв восемь веков, этот древний памятник сегодня украшает центр города. По крутой каменной лестнице в 64 ступени можно подняться во внутренние помещения Золотых ворот на боевую площадку и к надвратной Ризоположенской церкви, где размещается военно-исторический филиал местного музея.

    Главная православная постройка в городе – Успенский собор. Возводился он по указанию Андрея Боголюбского на высоком рельефе местности и виден издалека. Храму отводилась роль, аналогичная Софии Киевской. Образцом послужил одноименный собор Печерского монастыря в Киеве.

    false

    false

    Желание сделать Владимир новым политическим и культурным центром Руси обусловило поиски неизвестных до той поры идейно-художественных средств. Внешний облик главного храма должен был соответствовать поставленным задачам. На сооружение храма князь выделил десятую часть своих доходов и пригласил мастеров из разных земель.

    Ученые считают, что в сооружении Успенского собора участвовали архитекторы из Западной Европы. Они творчески использовали опыт местных строителей и традиции этой земли.

    false

    false

    Храм был щедро украшен снаружи и внутри каменной резьбой, фресками, позолотой. Пожар 1185 г. уничтожил большую часть этого украшения. Восстанавливали собор русские каменщики.

    false

    В летописи сказано: «Уже не искали мастерову немцев». Обновленный храм имеет пять больших позолоченных глав. Внутри он стал обширнее и светлее. Сохранились детали первоначального архитектурного убранства. Через триста лет итальянец из Болоньи Аристотель Фиораванти будет зарисовывать детали этого храма для того, чтобы понять, как нужно строить главный храм в Московском Кремле.

    В 1408 г. известные на Руси художники Андрей Рублев и Даниил Черный украсили интерьер храма фресковыми росписями и иконами.

    false

    false

    Позднее собор не раз горел, восстанавливался, но сохранил в целом облик XII в. В XIX столетии рядом с храмом появилась высокая колокольня с золоченым шпилем, возведенная на месте старой, пострадавшей во время грозы. Это сооружение стало доминирующим в силуэте города. Реставрация храма проходила и в наше время, после Великой Отечественной войны.

    false

    В некрополе Успенского собора похоронены великие князья владимирские: Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Всеволодович и др., а также древнерусские писатели - Симон и Серапион Владимирский.

    В Успенском соборе хранилась знаменитая икона Владимирской Богоматери, написанная когда-то талантливым византийским художником, ставшая святыней города.

    false

    Еще одним уникальным памятником города Владимира стал Дмитриевский собор, построенный братом князя Андрея - Всеволодом Большое Гнездо, который стал править здесь с 1176 г.
    Из числа сохранившихся в России храмов XII в это самый яркий пример синтеза архитектуры и скульптуры. Собор был посвящен небесному покровителю князя - святому воину Дмитрию Солунскому (христианское имя Всеволода - Дмитрий).

    false

    false

    false

    Наружные стены храма покрыты примерно 600 резными камнями. Рельефы занимают почти две трети площади фасада. Мотивы резьбы самые разнообразные, но композиций религиозного содержания немного. Превалируют изображения растений, птиц, зверей, сцены охоты. Исследователи называют такие изображения «звериным стилем». Его использовали и народы Востока, и народы Западной Европы, а здесь он дается в трактовке русских мастеров. Золоченый купол собора увенчан фигурным крестом и флюгером в виде голубя. Летописец записал, что собор «чудный вельми».

    false

    false

    Внутри храм украшали росписи, выполненные византийскими мастерами и их русскими помощниками. Сохранились фрагменты сцен «Страшного суда», располагающиеся под хорами. Из скульптурных украшений интерьера дошли до наших дней рельефы с изображениями больших и малых львов. Реставрационные работы храма проводились в 1834 г. и в 1952 г. (последние под руководством архитектора А. В. Столетова).

    false

    Всеобщей известностью и почитанием пользовался на Руси Рождественский монастырь. Ему принадлежала древнейшая рукописная летопись - Лаврентьевская. Основной постройкой монастыря являлся белокаменный Рождественский собор, возведенный в 1192-1196 гг.

    false

    В этом храме в 1263 г. похоронили князя - воина, защитника русских земель от врагов на севере и на юге, прекрасного дипломата Александра Невского. В 1724 г. останки его были перенесены по приказу Петра I в Санкт-Петербург. С того времени в городе на Неве появилась Александро-Невская лавра - знаменитый в России центр духовный культуры.
    А в 1744 г. Рождественский монастырь во Владимире был упразднен, он стал архиерейским домом, где разместилась резиденция владимирских епископов.
    В наши дни древний монастырь опять стал действующим.

    Помимо красивейших храмов и монастырей в городе есть прогулочные зоны. Одна из лучших - это пешеходная Георгиевская улица со зданием старейшей в городе аптеки, кузницей и смотровыми площадками.



    false

    false













    Боголюбово

    В десяти километрах от города есть село Боголюбово, которое известно с 1158 г. Тогда здесь строился княжеский двор ростово-суздальского князя Андрея.
    В летописи записано: «Постави ей (Богородице) храм на реке на Клязьме, две церкви камены и створи град камен».
    В Боголюбове князь Андрей принимал иностранных послов, подписывал политические и торговые договоры.

    Центром архитектурного ансамбля XII в. был придворный храм Рождества Богородицы. В первозданном виде храм не сохранился, но построенный в середине XVIII в. новый собор повторяет план первоначального и поставлен на его основание.
    Лестничная башня с левой стороны собора в XVI I в. была надстроена шатровой колокольней. Рядом с ней когда-то стоял дворец князя Андрея Боголюбского.
    Археологи выяснили, что все постройки в селе Боголюбово были белокаменные.
    Здесь же в 1174 г. в результате боярского заговора завершилась земная жизнь князя Андрея. Раненый, он пытался спрятаться в храме, но был найден здесь и убит.



    Сегодня большая часть комплекса восстановлена. Кроме древних построек, здесь можно увидеть трапезную церковь XVII в., более поздние монастырские здания, которые рассказывают уже о временах, когда княжеская резиденция была превращена в монастырь.

    Второй храм строился в Боголюбово в честь праздника Покрова, ставшего главным в Суздальской земле.
    На Владимирской земле стараниями князя Андрея Боголюбского распространяется культ Девы Марии, матери Иисуса Христа, и учреждается специальный праздник в честь Покрова Богородицы.





    По воле князя Андрея Боголюбского у слияния рек Нерли и Клязьмы - важных торговых и военных путей - была поставлена церковь Покрова на Нерли, Это первый в мире храм, посвященный празднику Покрова Богоматери. В Византии этот день тоже отмечался, но храмов в его честь не возводилось.



    Появление праздника объясняет легенда о том, что во времена византийского императора Льва Премудрого в константинопольском храме юродивый Андрей и его друг Епифаний увидели стоявшую в воздухе Пресвятую Деву Богородицу, которая держала над всеми присутствующими покрывало. Она объявила, что не оставит без помощи род человеческий. Андрей Боголюбский считал, что Богоматерь покровительствует и ему в делах на Суздальской земле.



    Храм Покрова на Нерли вошел в мировую историю культуры как памятник необычайного совершенства архитектурных форм. Высота его до купола - 20,5 м. Издали храм кажется миниатюрным, похожим на каменную игрушку. Но формы его неожиданно высокого интерьера крупномасштабны и монументальны.





    Поводом для строительства храма стала личная трагедия князя Андрея - в битве с Волжской Болгарией, обижавшей русских купцов, он победил, но потерял сына Изяслава. Построенная церковь стала и знаком благодарности покровительнице за помощь в битве, и памятником погибшему княжичу.

    Храм возвели на высоком холме, недалеко от княжеского замка. Четырехстолпная церковь из белого камня завершена одной главой. Стены украшены резным камнем. Среди рельефов встречаются изображения библейского царя Давида, считавшегося объединителем земель. Таковой представлялась и роль князя Андрея в северо-восточных районах Древней Руси. На стенах храма изображены фантастические животные, призванные охранять местных жителей от злых сил. Большое число женских лиц среди рельефов олицетворяет помощь женщин-заступниц. Изображение льва на стенах связано с символом княжеской власти.



    Раскопки, проведенные ученым Н.Н.Ворониным в XX в., показали, что храм когда-то был окружен с трех сторон открытой аркадой, на которой располагалась обходная галерея.
    Об этой церкви много написано. Ее называют «белой лебедью» русской архитектуры, «красавицей», «невестой». Ученые изучают художественные приемы, с помощью которых было достигнуто это чарующее совершенство. И глядя сегодня на каменное чудо, не перестаешь удивляться тому, как тонко чувствовали древние владимирские мастера, сумевшие создать эту архитектурную поэму.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Нэсс (15.10.2016) | Автор: Инесса Геннис E
    Просмотров: 564 | Теги: владимир, путешествия | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: