Среда
18.10.2017
15:54
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [61]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • SPACE OF ARTS

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    "Весна" Боттичелли

     Сандро Боттичелли. "Весна" 


    «Весна» (итал. Primavera) — картина Сандро Боттичелли,
    написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.

       
    Источники
    Первым источником для Боттичелли являлся
    фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

    Вот и Весна, и Венера идет,
    и Венеры крылатый Вестник грядет впереди,
    и, Зефиру вослед, перед ними
    Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
    Красками все наполняет и запахом сладким…
    Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
    Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
    Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,
    И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.


    Из него на картине появились: Венера, Флора, Меркурий
    («Венеры крылатый вестник») и Зефир.

    Следующие четыре персонажа Боттичелли взял
    согласно отрывку из поэмы Овидия «Фасты»
    (Книга 5. 3 мая. Флоралии):

    195 «Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
    Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
    Он полетел за мной: был он сильнее меня…
    205 Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
    И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
    Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время:
    В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
    Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…
    Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
    Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»
    Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,
    Я никогда не могла: нет и числа их числу…
    Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,
    220 Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои.


    Отсюда появились Хлорида и Хариты.

    (картинка кликабельна - жмем!)

    Описание
    На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).

    Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.

    Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминащую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

    Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле.

    Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».



    Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.


       
    История создания картины
    Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. Картина висела над софой, называемой летуччо. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Учитывая то обстоятельство, что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-тилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани, исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Такие подарки были в то время обычным явлением.В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина, и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.

    Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В 1815 году она попала в запасники Уффици, её высоко не оценили, и в 1853 отправили в Академию для изучения молодыми художниками. Вернулась она в Уффици в 1919, таким образом, на протяжении около 400 лет её мало кто видел, и лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году картина подверглась реставрации. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици.

    Интерпретации
    Существует огромное количество версий относительно интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.

    Философские версии связаны с неоплатонизмом. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия – вверх.

    Религиозные версии исходят из того, что на самом деле речь идёт о Мадонне, а сад представляет собой Hortus conclusus. По одной версии, правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая – как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре – любовь к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.

    Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т.д.



    Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%F1%ED%E0_(%EA%E0%F0%F2%E8%ED%E0_%C1%EE%F2%F2%E8%F7%E5%EB%EB%E8)
    Категория: Мои статьи | Добавил: Нэсс (07.03.2013) | Автор: Инесса Геннис E
    Просмотров: 981 | Теги: весна, живопись, Боттичелли | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: