«Весна» (итал. Primavera) — картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.
Источники Первым источником для Боттичелли являлся фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:
Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким… Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские, И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.
Из него на картине появились: Венера, Флора, Меркурий («Венеры крылатый вестник») и Зефир.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял согласно отрывку из поэмы Овидия «Фасты» (Книга 5. 3 мая. Флоралии):
195 «Флорой зовусь, а была я Хлоридой… Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, Он полетел за мной: был он сильнее меня… 205 Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, И на свой брачный союз я никогда не ропщу. Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время: В зелени все дерева, вся зеленеет земля. Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных… Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!» Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числу… Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, 220 Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои.
Отсюда появились Хлорида и Хариты.
(картинка кликабельна - жмем!)
Описание
На
картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт
на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет
цветочный ковер»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их
числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с
фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем
углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут
летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая
персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три
персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым
деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в
момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; и
сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на
путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы
подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и
Флоры развеваются в разные стороны. Следующую,
центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным
расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и
просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы
образуют арку, напоминащую многочисленные изображения Мадонны, в том
числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой
части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными
глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее
Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за
руки. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина
(«Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно,
Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора
с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю
группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями
и кадуцеем. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
История создания картины Как
выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина
находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого
после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо
Великолепный. Картина висела над софой, называемой летуччо. В той же
комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483)
Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Учитывая то
обстоятельство, что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим
соображениям 17-тилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде,
представительнице знатной фамилии Аппиани, исследователи полагают, что
картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве
свадебного подарка племяннику. Такие подарки были в то время обычным
явлением.В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина, и то,
что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.
Картина
находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В 1815 году она
попала в запасники Уффици, её высоко не оценили, и в 1853 отправили в
Академию для изучения молодыми художниками. Вернулась она в Уффици в
1919, таким образом, на протяжении около 400 лет её мало кто видел, и
лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году
картина подверглась реставрации. Сейчас – это один из главных шедевров
Уффици.
Интерпретации Существует
огромное количество версий относительно интерпретации картины. Их
условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные,
исторические и экзотические.
Философские версии связаны с
неоплатонизмом. Сторонники исходят из того, что источниками для
Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и
поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской
Академии. В этом случае картина представляет аллегорию, как под
руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в
соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств
(Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В
пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено
вниз, а движение Меркурия – вверх.
Религиозные версии исходят из
того, что на самом деле речь идёт о Мадонне, а сад представляет собой
Hortus conclusus. По одной версии, правая часть картины в этом случае
рассматривается как аллегория плотской любви, левая – как аллегория
любви к ближнему, но высшая любовь в центре – любовь к богу. Другая
версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по
земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.
Исторические
версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил
своих современников. Самый простой вариант – картина является
предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди
Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него –
Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо
Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Третьи
рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством
Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци.
Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах –
цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т.д.