В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина с 11 июня по 22 сентября 2013 г. проходит выставка "Прерафаэлиты: викторианский авангард".
В экспозицию вошло более восьмидесяти произведений из музейных собраний
Англии и Шотландии, а также из частных коллекций Великобритании и США.
Большую часть работ представила Галерея Тейт, владеющая обширным фондом,
значительную часть которого составляют лучшие произведения
художников-прерафаэлитов. Для поста использованы репродукции работ
прерафаэлитов, большая часть которых представлена на выставке.
В
живописи Англии главенствующее положение в 19 веке сохранила
академическая школа. Неглубокие, слащавые, с надуманными сюжетами работы
членов лондонской Королевской академии искусств пользовались большой
популярностью у невзыскательной викторианской публики. Однако на
протяжении второй половины XIX столетия академия не дала ни одного
интересного художника. Наиболее ярким явлением той эпохи стало творчество «Братства прерафаэлитов» — первого в истории английской живописи объединения художников. К
концу века и неоклассицизм, и академическая живопись, и поиски образов в
искусстве Средневековья и Возрождения исчерпали себя. В двери стучалось
новое, XX столетие — век художников-революционеров и безграничных
творческих экспериментов.
ПРЕРАФАЭЛИТЫ
В 1849 г.
три английских живописца выставили на суд публики картины, подписанные
монограммой «PRB». Полотна были столь же таинственны, сколь необычны. В
залах Королевской академии искусств среди привычных парадных портретов,
сентиментальных бытовых сценок и скучных мифологических композиций две
картины: «Риенци» и «Изабелла» — притягивали взор яркими красками и
странными сюжетами. Отдельно, в галерее Портланд на углу Гайд-парка,
была выставлена ещё одна работа — «Юность Марии».
Джон Эверет Миллес. Изабелла Сюжет
знаменитой поэмы Джона Китса, вдохновлявшей художников, был заимствован
из «Декамерона» Боккаччо.Это рассказ о любви, вспыхнувший между
Изабеллой и Лоренцо. Лоренцо был слугой в доме, где Изабелла жила со
своими богатыми и заносчивыми братьями. Когда те узнали об их
отношениях, то решили тайно убить юношу, чтобы избавить сестру от
позора.
Вскоре тайна монограммы открылась: это был символ
творческого объединения художников — «Братства прерафаэлитов» {англ.
PreRaphaelite Brotherhood, от лат. ргае — «перед», «впереди», итал.
Rafael — «Рафаэль» и англ. brotherhood — «братство»). История
«Братства» началась в 1848 г., когда познакомились студенты школы
Королевской академии Уильям Холмен Хант (1827— 1910), Данте Габриэль
Россетти (1828-1882) и Джон Эверетт Миллес (1829—1896). Им не нравились
система академического образования, модные живописцы и консервативные
вкусы викторианского общества. Молодые художники не хотели изображать
людей и природу отвлечённо красивыми, а события — далёкими от
действительности, и, наконец, им надоела условность официальных
мифологических, исторических и религиозных произведений.
Уильям Холмен Хант. Светоч мира. 1851-1852
Уильям Холмен Хант. Тень смерти. 1870-1871
Уильям Холмен Хант. Родители находят юного Иисуса в храме.1854-1860
Уильям Хольман Хант. Валентин спасает Сильвию от Протея (Шекспир "Два веронца"). 1850-1851
Осенью
того же года было основано «Братство прерафаэлитов». Определение
«прерафаэлиты» они выбрали, чтобы подчеркнуть противостояние стилю
итальянского художника Высокого Возрождения Рафаэля Санти и выразить
интерес к творчеству итальянских мастеров Проторенессанса и XV столетия.
В этой эпохе их привлекали «наивное простодушие», а также истинная
духовность и глубокое религиозное чувство. Романтики по своей сути,
прерафаэлиты открыли и мир образов средневековой английской литературы,
ставшей для них постоянным источником вдохновения. Слово «братство»
передавало идею закрытого, тайного сообщества, подобного средневековым
монашеским орденам. Увлечение Средневековьем заставило прерафаэлитов
изменить отношение и к декоративно-прикладному искусству,
противопоставив бездушным изделиям промышленного производства высокое
качество вещей, сделанных ими вручную. Эти идеи члены «Братства»
изложили в статьях, рассказах и поэмах, которые они публиковали в своём
журнале «Росток». Благодаря ему к концу 1850 г. о прерафаэлитах знали не
только в академии, но и за её пределами.
Джон Эверетт Миллес. Дочь дровосека. 1850-1851
Джон Эверетт Миллес. Долина вечного покоя. 1858
Вскоре
к прерафаэлитам присоединились художник Джеймс Коллинсон (1825—1881),
скульптор Томас Вулнер (1825—1892), а также Фредерик Джордж Стивенс
(1829—1907) и брат Данте Габриэла Уильям Майкл Россетти (1829—1919).
Двое последних позднее стали писателями и художественными критиками.
Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что
всё необходимо писать с натуры. Художники полагали, что нельзя
изображать посторонних людей, поэтому всегда выбирали в качестве моделей
друзей или родственников. Они внесли изменения и в традиционную технику
живописи: использовали чистые цвета, писали без подмалёвка по сырому
белому грунту. На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали
композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной
бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная
техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой
долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших
дней.
Воспринимая
христианство как духовное начало, возвышающее искусство, прерафаэлиты
обратились к сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. В 1850 г.
Данте Габриэль Россетти выставил полотно «Ессе ancilla domini» (лат.
«Слуга Господня», 1850 г.), на котором изобразил Благовещение. В пустой
комнате на узком ложе, прижавшись к стене и потупив взор, сидит юная
Мария. Перед Ней стоит прекрасный архангел, о небесном происхождении
которого говорят нимб над головой и язычки пламени под ногами. В правой
руке у Гавриила белая лилия, к ней прикован заворожённый взгляд Марии,
левой рукой архангел посылает Ей весть — поток Божественной,
животворящей энергии. Над его рукой парит голубь — символ Святого Духа.
Перед ложем Марии — станок с уже вышитой на алой ткани лилией. Работа не
понравилась публике: художника обвинили в подражании старым итальянским
мастерам.
Одновременно
Миллес показал на выставке Королевской академии работу «Христос в доме
Своих родителей» (1850 г.). Он изобразил эпизод из детства Иисуса Христа
и сопроводил его словами из Ветхого Завета: «Ему скажут: „Отчего же на
руках у тебя рубцы?". И он ответит: „Оттого, что меня били в доме
любящих меня"». Художник хотел представить эту сцену совершенно
реальной: писал стружки в плотничьей мастерской, фигуру Иосифа — с
плотника, его голову — с головы своего отца.
Джон Эверетт Миллес. Христос в доме Своих родителей.1849-1850 На
переднем плане картины рядом с плотницким столом стоит на коленях Дева
Мария. Она с состраданием и любовью смотрит на Сына. Мальчик, жалуясь,
показывает Ей рану на руке. За столом Иосиф занят работой со своими
помощниками, на полу валяются свежие стружки, за дверью в загоне
толпится стадо овец. Сцена залита ярким солнечным светом и
воспринимается совершенно естественно. Полотно Миллеса вызвало яростную
критику: современников раздражало, что он изображает Святое Семейство
как простых людей. Художник изменил название картины, она стала
называться «Плотницкая мастерская».
Творчество
прерафаэлитов было тесно связано с литературой: с произведениями
итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери, английских поэтов
Уильяма Шекспира и Джона Мильтона, давно забытыми средневековыми
легендами и балладами с благородным поклонением прекрасной даме,
самоотверженным мужеством рыцарей и мудростью волшебников. Многие из
этих сюжетов нашли отражение на полотнах молодых художников.
Данте Габиэль Россетти. Сон Данте в момент смерти Беатриче. 1856
Наиболее
тонкое и своеобразное воплощение эти темы получили у Данте Габриэля
Россетти (названного в честь Данте Алигьери). В 1855— 1860 гг. он создал
в технике акварели ряд работ, лучшей из которых стала «Свадьба Святого
Георгия и принцессы Сабры» (1857 г.). Георгий обнимает возлюбленную, его
волосы и доспехи отливают золотом. Сабра, приникнув к плечу рыцаря,
отрезает золотыми ножницами локон своих волос. Влюблённых окружают кусты
роз. За ними стоят ангелы, ударяющие золотыми молоточками в золотые
колокольчики. Данте Габриэль Россетти создал прекрасную сказку о вечной и
всепобеждающей любви.
Данте Габриель Россетти. Свадьба св.Георгия и принцессы Сабры. 1857
По-иному
— торжественно и печально — воплощает литературный сюжет Миллес на
картине «Офелия», созданной в 1852 г. В зеленоватой воде среди
водорослей плывёт тело утонувшей Офелии. Её парчовое платье намокло и
отяжелело, лицо бледно, руки безжизненно застыли и уже не могут удержать
букет цветов. Воду и окружающие её заросли художник написал с натуры, а
Офелию — с Элизабет Сиддел, будущей жены Данте Габриэля Россетти,
нарядив девушку в старинное платье из антикварной лавки и уложив её в
ванну с водой.
Джон Эверетт Миллес. Офелия. 1851-1852
В
1853 г. первый период в истории «Братства прерафаэлитов» закончился.
Миллес не выдержал постоянной критики и стал членом Королевской академии
искусств. Данте Габриэль Россетти объявил это событие концом
«Братства». Постепенно его покинули остальные друзья. Вулнер уехал в
Австралию, Хант отправился на Ближний Восток искать места, описанные в
Ветхом Завете. Новый этап в движении прерафаэлитов начался со
знакомства Данте Габриэля Россетти и двух студентов Оксфордского
университета — Уильяма Морриса (1834—1896) и Эдуарда Бёрн-Джонса (1833 —
1898). В Оксфорде — одном из старейших университетских городов
Англии (его университет был основан в XII в.) — они впитали дух
Средневековья и впоследствии только в нём видели источник творческого
вдохновения. Из статей критика Джона Рёскина студенты впервые узнали о
существовании «Братства прерафаэлитов», а в доме одного из друзей они
увидели акварель Данте Габриэля Россетти «Данте, рисующий ангела» (1853
г.). Работа произвела на Морриса и Берн-Джонса сильнейшее впечатление. С
этого момента прерафаэлиты стали для них идеалом в живописи, а Данте
Габриэль Россетти — кумиром. В 1855 г. молодые люди покинули Оксфорд,
окончательно решив посвятить себя искусству.
В 1857 г. Данте
Габриэль Россетти вместе с другими мастерами (в их числе был Моррис)
расписал стены одного из новых зданий в Оксфорде сценами из книги
«Смерть Артура» (14б9 г., издана в 1485 г.) английского писателя Томаса
Мэлори. Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева
Гиневра» (1858 г.), изобразив в роли жены короля Артура свою будущую
жену Джейн Бёрден. Он и Данте Габриэль Россетти много раз рисовали эту
женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой
они так восхищались.
Уильям Моррис. Королева Гиневра (Прекрасная Изольда.) 1857-1858
Данте
Габриэль Россетти оказал сильное воздействие и на творчество
Бёрн-Джонса. Одна из первых работ мастера — акварель «Сидония фон Борк»
(18б0 г.). Её сюжет взят из книги немецкого писателя первой половины XIX
в. Вильгельма Мейнхольда «Сидония фон Борк. Монастырская колдунья»,
очень популярной в кругу прерафаэлитов. Книга повествовала о жестокой
колдунье, чья необычайная красота делала мужчин несчастными. Художник
изобразил Сидонию замышляющей новое преступление. Одетая в великолепное
платье девушка с пышными золотистыми волосами судорожно сжимает висящее
на шее украшение. Её взгляд полон холодной ненависти, а фигура выражает
непреклонную решимость.
Эдвард Бёрн-Джонс. Клара фон Борк,1560.1860
Эдвард Бёрн-Джонс. Сидония фон Борк,1560.1860 В
кругу друзей Россетти романом "Сидония фон Борк, монастырская колдунья"
восхищались за богатство визуальных подробностей и сочетание
чувственности и злобы, что вполне соответствовало типажу
привлекательной, но опасной женщины. который культивировали
прерафаэлиты. Бёрн-Джонс изображает двух героинь полными
противоположностями. Клара, скромная, но отважная жертва происков
Сидонии, держит в руках выводок голубят, заслоняя их от алчного взгляда
черной ведьминой кошки и поворачиваясь к зрителю с выражением
благородного бесстрастия на лице. Сидония, напротив, смотрит на нас
хитро. искоса и тянет цепочку, висящую в нее на шее. Намеком на коварную
натуру героини служит паук в правом нижнем углу и клубок змей на платье
Сидонии.
Эдвард Бёрн-Джонс. Любовь, ведущая пилигрима ("Роман о Розе"). 1896-1897
Эдвард Бёрн-Джонс. Вифлеемская звезда
Эдвард Бёрн-Джонс. Любовь среди руин
Бёрн-Джонс
возглавил движение прерафаэлитов в 70-х гг., когда Данте Габриэль
Россетти начал болеть и почти перестал заниматься живописью. Яркий
пример зрелого творчества художника — полотно «Зеркало Венеры» (1898
г.). Прекрасные девушки, похожие друг на друга, в одеждах, напоминающих
античные, глядят в ровное зеркало пруда. Они заворожены собственной
красотой и ничего больше не замечают. Их окружает холмистый пейзаж,
навеянный итальянской живописью XV в.
Эдвард Бёрн-Джонс.Зеркало Венеры. 1898
Эдвард Бёрн-Джонс.Снаряжение Персея
Эдвард Бёрн-Джонс.Прикованная Андромеда
Эдвард Бёрн-Джонс. Персей и Андромеда
Эдвард Бёрн-Джонс.Зловещая голова Медузы Горгоны
В
последние годы жизни Бёрн-Джонс также обратился к легендам об Артуре.
Самой важной картиной художник считал «Последний сон короля Артура в
Аваллоне» (1881— 1898 гг.). Аваллоном в кельтской мифологии называют
«остров блаженных», потусторонний мир, чаще всего помещавшийся на
далёких «западных островах». По преданию, на Аваллон был перенесён
смертельно раненный в сражении Артур. Бёрн-джонсовское полотно так и
осталось незаконченным.
Эдвард Бёрн-Джонс. Последний сон короля Артура в Аваллоне. 1881-1898
В
1890 г. Моррис организовал издательство, в котором вместе с
Берн-Джонсом напечатал несколько книг. Опираясь на традиции
средневековых переписчиков, Моррис, так же как и английский график
Уильям Блейк, попробовал найти единый стиль оформления страницы книги,
её титульного листа и переплёта. Лучшим изданием Морриса стали
«Кентерберийские рассказы» английского поэта Джефри Чосера. От этой
книги веет ожившим Средневековьем: поля украшены вьющимися растениями,
текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы. «Кентерберийские
рассказы» вышли в год смерти Уильяма Морриса. Через два года не стало
Эдуарда Берн-Джонса. История движения прерафаэлитов закончилась.
Наступило XX столетие, мастерам которого они оставили большое наследство
благодаря возвышенной вере в искусство и творческим достижениям,
изменившим отношение общества и художников к живописи, оформлению книги и
декоративно-прикладному искусству.
Источник:
Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17 – 20
веков. Энциклопедия для детей, т.7, ч.2 - издательство Аванта+