Федор Осипович Шехтель величайший
русский архитектор рубежа 19 и 20 веков, кавалер орденов св. Анны и св.
Станислава, работал в разных архитектурных стилях и гармонично сочетал
их. Cчитается создателем русского и московского модерна, все направления
которого воплотил в своих сооружениях. Многие из памятников архитектуры
созданные Шехтелем в Москве, вошли в Золотой фонд отечественной
архитектуры и находятся под охраной государства. По его проектам в
столице создано более 50-ти зданий и многие из них сохранились до наших
дней.
Шехтель
Федор Осипович ( Франц-Альберт) родился в Петербурге 26 июля 1859 года в
семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля.
Из Петербурга, когда Федору было около шести лет, семья переехала в
Саратов. В феврале 1867 года умерли отец и дядя Федора, семья осталась
без средств к существованию. Дарье Карловне, матери Федора, в 1868 году
пришлось одного младшего сына отдать в другую семью, а второй сын был
отправлен на учебу. Оставшиеся пять детей вместе с Федором получали
образование на дому. В 1871 году, после сдачи вступительных экзаменов
Федор был зачислен во второй класс, первой мужской гимназии, способности
проявил только в рисовании и черчении, овладевая этим мастерством у
Андрея Сергеевича Година ( учеником которого на пять лет раньше был
Михаил Врубель) проучился в гимназии только год.
В
1873 году Федор был определен в четырехклассное училище при
Тираспольской римско-католической гимназии ( которая в то время
находилась в Саратове), а в 1875 году окончил учебу. Дарья Карловна с
детьми переехала в Москву, где стала экономкой в доме знатного купца
Павла Третьякова, обладавшего уникальной коллекцией произведений
искусства. Дом Третьякова являлся центром художественной жизни столицы,
именно в этом доме Федор общался со знаменитыми художниками и
архитекторами. И не последнюю роль в выборе профессии Шехтеля сыграл
крупный архитектор А.С. Каменский, у которого в мастерской, он работал
еще до училища.
В 1875 году Федор осуществил свою мечту и
поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное
отделение. Но нужда не давала все время уделять учебе, приходилось
перебиваться случайными заработками. В 1878 году он был вынужден уйти из
училища, из-за плохой посещаемости, не окончив третьего курса. В
результате будущий гений архитектуры остался без диплома архитектора.
Тогда Шехтель занялся оформлением и иллюстрированием книг и журналов,
рисованием виньеток, дизайном театральных афиш. Вместе со своим другом
Н.П. Чеховым (братом знаменитого писателя А.П. Чехова) писал иконы и
эскизы церковных росписей, принимал участие в оформлении коронационных
торжеств (1883 и 1896 г.г.).
Альбом "Весна-красна"
В
период 1880-1890 года, карьера Федора Осиповича Шехтеля была связана с
театром. Ведущую роль в его творчестве играло театрально –декоративное
искусство. Он был талантливым художником , создавал костюмы, декорации.
Работал под руководством художника К.Ф. Вальца (Большой театр)
непревзойденного мастера, прославившегося постановками красочных зрелищ.
Также он работал и под руководством антрепренера М.В. Лентовского
(народный театр "Скоморох"), который начинал свою карьеру в Саратове.
Федор
Осипович являлся участником и исполнителем режиссерских идей
Лентовского. Работа в театре вплотную переплелась с архитектурой. Самой
крупной работой явился открытый театр "Антей" построенный (1883-1886) по
проекту Шехтеля в "помпейском" стиле в Москве. Для Лентовского по
проектам Шехтеля сооружались в парках галереи, театры, открытые эстрады,
павильоны. В Петербурге для него Шехтель построил театр "Ливадия" и
ресторан в "китайском" стиле "Кинь-Грусть".
Театр "Антей"
В
1894 году, чтобы иметь право производства строительных работ и
возможность работать самостоятельно, Шехтель в 35 лет сдал экзамены на
техника-строителя и получил диплом. Пик творчества одного из
талантливейших зодчих рубежа 18-19 веков Ф.О. Шехтеля выпал на
дореволюционный период (1894-1907). Его трудолюбию не было предела. Он
проектировал и строил: особняки, вокзалы, банки, театры, гостиницы,
типографии, памятники, церкви, часовни, и даже бани, создавал уникальные
интерьеры. Но славу и популярность лучшего архитектора Москвы получил
за строительство особняков. Одними из лучших работ Шехтеля в Москве за
эти 14 лет, считаются особняки: Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского,
Дерожинской, Перестройка Московского Художественного театра в
Камергерском переулке (1902) и Ярославский вокзал.
В 1893 году
Шехтель получает свой первый крупный заказ от мецената Саввы Тимофеевича
Морозова на строительство особняка в стиле английской готики, для своей
любимой жены Зинаиды Григорьевны Морозовой, на Спиридоновке 17.
Строительство было начато в 1894 году и продолжалось четыре года.
Особняк с башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей , с
зубцами на стенах напоминал замок. Для совместной работы над интерьером
Шехтель привлек еще неизвестного в то время, художника Михаила Врубеля,
который украсил особняк скульптурами, панно и витражами. Вместе им
удалось создать архитектурный шедевр. Москва получила одно из
красивейших зданий, а Шехтель стал популярным московским зодчим.
Считается, что особняк Морозова является одним из прообразов особняка
булгаковской Маргариты, на втором этаже особняка есть большое окно из
которого возможно и "вылетела Маргарита". В этом же особняке Морозов на
время укрывал революционера Баумана. В настоящее время здание
принадлежит МИДу.
Особняк Морозовой на Спиридоновке в Москве
Большой
вклад Федор Осипович внес и как талантливый педагог, который с 1896
года преподавал композицию в Строгановском художественно-промышленном
училище. В 1889 году Федор Осипович построил свой первый дом на
Петербургском шоссе 20, после женитьбы на Наталье Тимофеевне Жегиной,
позднее дом продал главе Театральной дирекции Всеволожскому. В 1896 году
в Ермолаевском переулке Шехтель построил себе особняк в романском
стиле, в виде небольшого замка с круглой и гранеными башнями. Над входом
были выложены золотистой мозаикой дата постройки "96", инициалы жены
"S" "N" и ирисы.
Собственный дом в Ермолаевском переулке
За
участие во Всемирной выставке, проходившей 14 апреля 1900 года в
Париже, Шехтель был награжден серебряной медалью. На Международной
выставке в Глазго в 1901 году, Шехтелем были спроектированы четыре
павильона русского отдела, в стиле модерна. Особенно красив был главный
павильон, украшенный изысканной деревянной резьбой, башенками. А над
входом в павильон были установлены гербы Москвы, Архангельска и
Ярославля. В 1901 году Шехтель был удостоен звания академика
Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга.
Русские павильоны на выставке в Глазго
Одним
из лучших проектов Шехтеля считается проект особняка московского
миллионера С.П.Рябушинского, созданный им в 1900 году, в
национально-романтическом стиле модерна. Замечательный светлый особняк,
со спиралевидными и криволинейными линиями, с кубовидным объемом здания,
большими окнами и уникальным интерьером, расположенный на углу
Спиридоновки и Малой Никитской, притягивает к себе взгляд и восхищает
своей неповторимостью. Произведением искусства была каждая деталь этого
дома. Эта работа принесла Шехтелю подлинное признание и он стал самым
востребованным архитектором. С 1931 года в нем проживал Максим Горький, в
настоящее время особняк стал мемориальным домом - музеем Горького и
открыт для посещения. Сохранился почти весь уникальный интерьер.
Особняк Рябушинского на Малой Никитской
Очаровательный
особняк для А.И. Дерожинской, примы частной оперы, из семьи староверов,
Шехтель построил в1901-1902 году, в Кропоткинском переулке. Композиция
здания построена на классических соотношениях квадрата и диагонали,
присущих для древнерусской архитектуры. Облицовочная плитка,
растительный орнамент, античные маски, женские головки и художественный
металл , придают особняку особый "шехтелевский" стиль.
Особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке
В
1902 году Ф.О. Шехтель, отложив все заказы, безвозмездно взялся за
перестройку Художественного театра в Камергерском переулке (ныне МХАТ).
Работы по перестройке театра производились с марта по октябрь. Была
произведена полная перепланировка и художественная отделка помещений.
Особенно красиво был оформлен зрительный зал, спроектированный на
контрасте темного низа и светлого верха. Орнаментальная роспись потолка в
серебристо-сиреневых тонах. Стены зала украшали бледно-розовые фонарики
и люстра на потолке была собрана из таких же фонариков, что придавало
залу романтический оттенок. Шехтелем в театре было сделано все, от
проекта до занавеса со знаменитой белой чайкой - символом Московского
Художественного театра, как напоминание о постановке пьесы А.П.Чехова.
Красиво оформленные подъезды освещались фонарями-светильниками с
дуговыми лампами. Здание МХАТ приобрело свой нынешний, такой знакомый
москвичам облик, благодаря Федору Осиповичу Шехтелю.
Здание МХАТа в Камергерском переулке
В
1906-1907 году по проекту Шехтеля было построено новое здание
Ярославского вокзала, в неорусском стиле, в три раза больше прежнего. ( С
1902-1904 здание Ярославского вокзала было построено тоже по проекту
Шехтеля, интерьер вокзала оформлялся совместно с художником К.А.
Коровиным).
Павильоны в стиле модерна построенные в Глазго нашли
свое отображение и в архитектурном решении здания Ярославского вокзала.
Главная роль в форме здания отведена композиции ассиметричных башенных
объемов. Глядя на прорезанную аркой главного входа крышу с килевидным
козырьком, полукруглые пилоны увенчанные крепостными башенками,
металлические решетки и видишь черты средневекового замка. Обратишь
внимание на панно, на фронтон над входом в вестибюля , в нише которого
расположены рельефные изображения гербов. Георгий Победоносец – это герб
Москвы, Святой Михаил Архангел – Архангельска, а медведь с секирой -
Ярославля, увидишь черты русского Севера. В результате уникального
архитектурного решения талантливейшего зодчего Ф.О.Шехтеля Ярославский
вокзал стал одним из красивейших вокзалов Москвы, который является
украшением столицы и в наше время.
Ярославский вокзал
С
1906-1922 год был председателем Московского архитектурного общества. С
1908 года состоял членом комитета по устройству международных конгрессов
архитекторов. Был почетным членом Общества британских архитекторов и
архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина и Парижа.
Не
менее талантлив Шехтель был и как церковный зодчий творивший как для
христиан, так и для старообрядцев и лютеран. В Москве, на углу 1-й
Тверской-Ямской и Юлиуса Фучека, им была построена (1890-1902)
Никольская часовня в память о дне бракосочетания государя Николая
Александровича и императрицы Александры Федоровны ( не сохранилась). В
1895 году Дом Храма усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором
Черниговский переулок 2, Москва. Старообрядческий храм во имя Покрова
Пресвятыя Богородицы Турчанинов переулок, Москва 1905-1907 г.г. В 1911
году Царские врата иконостаса в Церкви Трифона в Напрудном (1911) на
Трифоновской улице Москва (не сохранилась). Своим любимым творением
Шехтель считал Никольскую церковь, построенную незадолго до революции
675 Тульской пешей дружиной в "Соломенной сторожке" в
Петровско-Разумовском ( 1916), которая уже в 20-е годы стала памятником
архитектуры (не сохранилась). В Москве Шехтель строил домовые храмы,
усыпальницы, надгробия. Многие его проекты так и не были осуществлены.
Уже
на пятом десятке, Шехтель в 1910 году строит свой небольшой двухэтажный
особняк в стиле неоклассики, на Большой Садовой, 4. Гармония в
планировке отражена в композиции фасада. Сам фасад украшен портиком из
четырех колонн. Во дворе находился палисадник и флигель-мастерская, в
которой работал знаменитый архитектор.
У
Федора Осиповича Шехтеля с Натальей Тимофеевной было трое детей. Сын
Лев стал живописцем и теоретиком искусств, дочь Вера художником
оформителем, а Екатерина занималась воспитанием племянников и их детей. В
1914 году Шехтель принял христианство, при крещении ему было дано имя
Федор. Революцию 1917 года Шехтель принял, искренне пытался
адаптироваться в новой жизни, но началась Гражданская война и
строительство практически прекратилось. В 1918 году особняк на Большой
Садовой 4 был национализирован и Шехтель начал скитаться по разным
квартирам. При этом занимал высокие посты, был председателем
Архитектурно – технического совета Главного комитета государственных
сооружений (1921-1923), председателем художественно-технической комиссии
при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе. Был членом и председателем
целого ряда конкурсных жюри. Хотя в 1920-х годах строительство и стало
восстанавливаться, архитектурный стиль нового времени Шехтель принять не
мог. Из всех созданных им проектов, строился в 1923 году только
павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в
Нескучном саду. Хотя Шехтель создавал новые проекты, Мавзолея Ленина
(1924), Днепрогэса (1925), Болшевского оптического завода и другие, все
они были отклонены.
Павильон Туркестана
Проект мавзолея Ленина
Гениального
архитектора и профессора прославившего Россию за рубежом , Ф.О.
Шехтеля, который спроектировал и построил более 80-ти сооружений в
Москве и по всей стране, человека который принес много пользы стране и
после Революции 1917 года, ожидала унизительная старость, назначенной
пенсии по ходатайству А.В.Луначарского катастрофически не хватало даже
на лекарства, великий зодчий голодал и жил в нищете. Шехтель тяжело
заболел и уже не вставал. Последние годы прожил в коммуналке у своей
дочери Веры (Малая Дмитровка 25).
Умер Федор Осипович Шехтель 7 июля 1926 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.